В мире реальности и иллюзий
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

В мире реальности и иллюзий

Творчество Е. Шетихина по-прежнему актуальноЗначительным собы­ти­ем в куль­тур­ной жиз­ни наше­го горо­да ста­ла выстав­ка работ речиц­ких худож­ни­ков, откры­тие кото­рой состо­я­лось в минув­шую пят­ни­цу. На ней пред­став­ле­ны рабо­ты пяти худож­ни­ков, кото­рые рабо­та­ют в раз­ных направ­ле­ни­ях и жан­рах живо­пи­си. И это заме­ча­тель­но, ведь в отли­чие от пер­со­наль­ных выста­вок, где пред­став­ле­ны рабо­ты одно­го масте­ра, в этот раз у посе­ти­те­лей есть воз­мож­ность не про­сто позна­ко­мить­ся с раз­но­пла­но­вым твор­че­ством, но и выбрать для себя то, что соот­вет­ству­ет вку­сам каж­до­го. Более того, понра­вив­шу­ю­ся рабо­ту (к сожа­ле­нию, не каж­дую) мож­но даже приобрести. 

На выстав­ке, полу­чив­шей от орга­ни­за­то­ров назва­ние «Зимний калей­до­скоп», пред­став­ле­ны рабо­ты, выпол­нен­ные как в клас­си­че­ской мане­ре пись­ма, так и в аван­гард­ном сти­ле. Выскажу сугу­бо лич­ное мне­ние: мне все же бли­же кар­ти­ны, гля­дя на кото­рые не нуж­но ждать пояс­не­ний их авто­ров, что­бы понять, что, соб­ствен­но, на них изоб­ра­же­но и что, соб­ствен­но, автор хотел всем этим ска­зать. Экспонируемые рабо­ты, напи­сан­ные в про­стой и понят­ной мане­ре, пред­став­ле­ны худож­ни­ка­ми Евгением Шетихиным и Светланой Соколовой-Фальковской.
С твор­че­ством Е. Шетихина речи­чане зна­ко­мы доста­точ­но хоро­шо. На выстав­ке пред­став­ле­ны несколь­ко кар­тин наше­го масти­то­го зем­ля­ка, напи­сан­ные как в сти­ле глад­ко­го пись­ма, так и в свой­ствен­ном толь­ко ему мане­ре сме­шан­ной тех­ни­ки. Именно рабо­ты, выпол­нен­ные в сме­ше­нии мел­кой пла­сти­ки, живо­пи­си и скульп­ту­ры, при­нес­ли Евгению Эдуардовичу миро­вую извест­ность. На выстав­ке пред­став­ле­ны кар­ти­ны, напи­сан­ные 5-​7 лет назад, они неод­но­крат­но выстав­ля­лись, но по-​прежнему при­тя­ги­ва­ют взгляд, гля­дя на них, про­сто отды­ха­ешь душой.
От кар­тин, напи­сан­ных Светланой Соколовой-​Фальковской, веет спо­кой­стви­ем, они излу­ча­ют доб­ро­ту и несут толь­ко пози­тив­ную энер­гию. Лица геро­инь кар­тин Соколовой-​Фальковской про­пи­са­ны в дета­лях, вид­на каж­дая прядь волос, рес­нич­ка или скла­доч­ка на шее. Все же осталь­ное выпол­не­но круп­ны­ми маз­ка­ми, что созда­ет свое­об­раз­ную игру цве­то­вых пятен. Такое соче­та­ние тон­ко­слой­ных кра­соч­ных покры­тий с широ­ки­ми маз­ка­ми в изоб­ра­же­нии круп­ных масс созда­ет, если смот­реть вбли­зи, объ­ем­ное изоб­ра­же­ние, кото­рое исче­за­ет, если отой­ти от рабо­ты на несколь­ко шагов.
А теперь перей­дем к рабо­там, кото­рые мож­но отне­сти к бру­таль­но­му искус­ству. Работы Владимира Гурского, Дмитрия Мустафина и Вадима Стрельчени – это как раз тот слу­чай, когда без пояс­не­ний авто­ра и не раз­бе­решь­ся, не пой­мешь, что худож­ник хотел ска­зать, какую мысль выра­зить, и что, соб­ствен­но, на кар­ти­нах изоб­ра­же­но. К при­ме­ру, пен­та­птих (пять кар­тин, объ­еди­нен­ных общей иде­ей – прим. авт.) Владимира Гурского, кото­рые назы­ва­ют­ся БЧ. Как пояс­нил сам худож­ник, БЧ – это «бела­рус­кая чыгун­ка». Идея напи­сать эту серию кар­тин к жите­лю Василевичей Гурскому при­шла по доро­ге в Речицу. Как-​то раз, любу­ясь из окна поез­да мест­ны­ми пей­за­жа­ми, он уви­дел бри­га­ду путе­вых рабо­чих, пере­кла­ды­ва­ю­щих рель­сы. Среди мужчин-​путейцев уве­рен­но ору­до­ва­ла костыль­ным молот­ком и жен­щи­на. Увиденное и подвиг­ло Владимира изоб­ра­зить этот труд, что и было сде­ла­но в свой­ствен­ной ему мане­ре экс­прес­си­о­низ­ма и где-​то даже при­ми­ти­виз­ма. Глядя на его рабо­ты, ваш покор­ный слу­га вспом­нил один анек­дот. Суть его заклю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем. Закончив оче­ред­ную кар­ти­ну, художник-​абстракционист захо­тел изме­нить изоб­ра­жен­но­му пер­со­на­жу цвет глаз. Но сде­лать это­го не смог, т.к. не сумел най­ти, в каком месте он эти самые гла­за нари­со­вал. Однако то, что у неис­ку­шен­ной пуб­ли­ки вре­ме­на­ми вызы­ва­ет недо­уме­ние и смех, ока­зы­ва­ет­ся, высо­ко коти­ру­ет­ся в сре­де цени­те­лей совре­мен­но­го изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства. Работы худож­ни­ков, выпол­нен­ные в аван­гард­ном сти­ле, поль­зу­ют­ся нын­че беше­ным спро­сом, так что кар­ти­ны Гурского – не толь­ко ори­ги­наль­ны, необыч­ны и экс­цен­трич­ны, они вполне еще могут стать и выгод­ным вло­же­ни­ем капитала.
«Изольда Арнольдовна»В заклю­че­ние хоте­лось бы оста­но­вить­ся еще на одной рабо­те. Это инстал­ля­ция Вадима Стрельчени, кото­рая назы­ва­ет­ся «Изольда Арнольдовна». Как уда­лось выяс­нить у авто­ра, «Изольда Арнольдовна» – не соби­ра­тель­ный образ женщины-​вампа, к жен­ской поло­вине чело­ве­че­ства эта рабо­та вооб­ще ника­ко­го отно­ше­ния не име­ет. Представленная инстал­ля­ция – инте­рьер­ная вещь, спо­соб­ная, по замыс­лу авто­ра, укра­сить какой-​нибудь бай­кер­ский клуб или ком­на­ту люби­те­ля «Rammstein». На мой взгляд, нашлось бы место «Изольде Арнольдовне» и в любом дру­гом про­стор­ном поме­ще­нии, где в нефор­маль­ной обста­нов­ке соби­ра­ют­ся боль­шие муж­ские компании.
А здесь к месту напом­нить, что мно­гие из пред­став­лен­ных на выстав­ке работ про­да­ют­ся, так что при­хо­ди­те, смот­ри­те, при­це­ни­вай­тесь и с помо­щью работ­ни­ков кар­тин­ной гале­реи свя­зы­вай­тесь с авто­ра­ми. Это в обще­че­ло­ве­че­ском смыс­ле искус­ство – бес­цен­но, а в нашем кон­крет­ном слу­чае каж­дая из работ име­ет свою цену, кото­рая, как уда­лось выяс­нить у их созда­те­лей, в боль­шин­стве слу­ча­ев вполне адекватна.
Влад Макаревич