На чте­ние: 0.37 mintue

Сердце созда­те­ля луч­ших совет­ских тра­ги­ко­ме­дий Георгия Данелия оста­но­ви­лось 4 апре­ля 2019 года.

Юмор Георгия Данелия был совер­шен­но не похож на «чьорт побьер­ри» Гайдая и даже на «ой, теп­лень­кая пошла» Рязанова. Его кар­ти­ны не вызы­ва­ли момен­таль­но­го сме­ха вза­хлеб, но все­гда остав­ля­ли неве­ро­ят­но сме­шан­ные чув­ства. Вроде и смеш­но, но и грустно.

Наступили на горло песне

Свою фир­мен­ную инто­на­цию Данелия про­де­мон­стри­ро­вал уже в лен­те «Я шагаю по Москве». Именно там впер­вые так ярко воз­ник­ло это настро­е­ние — вро­де иро­нич­ное, но с нале­том фило­соф­ской гру­сти. Кстати, зна­ме­ни­тую пес­ню по ходу съе­мок реши­ли уре­зать, при­чем по совер­шен­но неве­ро­ят­ной при­чине — груп­па торо­пи­лась в ресто­ран. Впрочем, как потом вспо­ми­нал Данелия, на неболь­ших прав­ках идео­ло­ги тогда все-​таки настояли.

«Если бы съем­ки дли­лись доль­ше, куп­ле­тов мог­ло быть не три, а четы­ре или пять. Песню при­ня­ли, но попро­си­ли заме­нить в послед­нем куп­ле­те сло­ва «Над лод­кой белый парус рас­пу­щу /​Пока не знаю где»: — Что зна­чит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрал­ся или в США»,

писал Данелия в кни­ге воспоминаний.

«Оскар» и зубы

А затем с пери­о­дич­но­стью раз в три-​пять лет Данелия выда­вал по кино­хи­ту: «Тридцать три», «Не горюй», «Афоня», «Мимино», «Осенний мара­фон», «Кин-​дза-​дза»…

В 1976 году его «Афоню» при­вез­ли в Лос-​Анджелес, пока­за­ли. А само­го Данелию попро­си­ли попри­сут­ство­вать как пред­ста­ви­те­ля «Мосфильма» на вру­че­нии пре­мии «Оскар». В тот год Акира Куросава номи­ни­ро­вал­ся на награ­ду аме­ри­кан­ской кино­ака­де­мии с кар­ти­ной «Дерсу Узала», сня­той в Москве.

Фрака у Данелии не было, зато чудом ока­за­лась бабоч­ка. Случайно упа­ла в чемо­дан, когда он соби­рал­ся в Америку. Бабочка была завя­за­на узлом и никак не хоте­ла раз­вя­зы­вать­ся. Данелия попро­бо­вал решить про­бле­му зуба­ми… Точнее, не зуба­ми, а вре­мен­ной корон­кой, кото­рая тут же ока­за­лась у него у руках… Режиссер совер­шен­но забыл, что сто­ма­то­лог, сроч­но спа­сав­ший его перед отъ­ез­дом, раз­ре­шил перед­ни­ми зуба­ми толь­ко улыбаться.

Куросаве дали сра­зу два Оскара, то есть Данелии надо было выхо­дить на сце­ну и улы­бать­ся… Ситуацию спас про­дю­сер Куросавы.

«Без перед­них зубов я был не слиш­ком фото­ге­ни­чен. Однако япо­нец, узнав о моей про­бле­ме, посо­ве­то­вал при­кле­ить зубы на жвач­ку — и они отлич­но дер­жа­лись!» — рас­ска­зы­вал несколь­ко лет назад жур­на­ли­стам режиссер.

«Кин-​дза-​дза» Данелия снял в 1986‑м. Хотя сам про­цесс съе­мок дал­ся очень непро­сто. Оператор кар­ти­ны Павел Лебешев даже шутил, что гнус­ные ино­пла­не­тяне, узнав о пла­нах зем­лян рас­ска­зать о них прав­ду, теперь стро­ят коз­ни… Кстати, Данелия с этой вер­си­ей отча­сти был согласен.

Ку!

Во-​первых, во вре­мя под­го­тов­ки к съем­кам пепе­лац усла­ли вме­сто Туркмении во Владивосток. Чтобы най­ти рек­ви­зит и доста­вить его на пло­щад­ку, пона­до­би­лось пол­то­ра меся­ца. А потом он еще чуть не сгорел…

Во-​вторых, на «Мосфильме» отка­за­лись шить костю­мы. Все костю­ме­ры были заня­ты на «Борисе Годунове» Сергея Бондарчука. Потому геро­ев филь­ма при­шлось одеть в теп­лые каль­со­ны и фуфай­ки фаб­ри­ки «Заря», выва­рен­ные в хлорке.

Наконец, было нере­аль­но жар­ко. Воздух про­гре­вал­ся до 60–70 гра­ду­сов. «Мы руга­лись даже с Евгением Леоновым, чего рань­ше не води­лось», — вспо­ми­нал Данелия.

Но, несмот­ря на все эти слож­но­сти, а затем и скеп­ти­че­ские отзы­вы кри­ти­ки, кар­ти­на име­ла и име­ет огром­ный успех. По мне­нию Данелии, его «Кин-​дза-​дза», увы, не ско­ро поте­ря­ет актуальность.

«Человечество не пере­ста­ет совер­шать одну глу­пость за дру­гой. Оно буд­то бы наме­рен­но уни­что­жа­ет соб­ствен­ную пла­не­ту. И через 50 лет, если чело­ве­че­ство дожи­вет, «Кин-​дза-​дза» оста­нет­ся акту­аль­ным. Потому что иди­о­тизм вечен, он появил­ся на свет вме­сте с человеком»,

при­зна­вал­ся он в одном из интер­вью журналистам.

Источник: Sputnik Беларусь

Televid
Author: Televid