Сердце создателя лучших советских трагикомедий Георгия Данелия остановилось 4 апреля 2019 года.
Юмор Георгия Данелия был совершенно не похож на «чьорт побьерри» Гайдая и даже на «ой, тепленькая пошла» Рязанова. Его картины не вызывали моментального смеха взахлеб, но всегда оставляли невероятно смешанные чувства. Вроде и смешно, но и грустно.
Наступили на горло песне
Свою фирменную интонацию Данелия продемонстрировал уже в ленте «Я шагаю по Москве». Именно там впервые так ярко возникло это настроение — вроде ироничное, но с налетом философской грусти. Кстати, знаменитую песню по ходу съемок решили урезать, причем по совершенно невероятной причине — группа торопилась в ресторан. Впрочем, как потом вспоминал Данелия, на небольших правках идеологи тогда все-таки настояли.
«Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять. Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова «Над лодкой белый парус распущу /Пока не знаю где»: — Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался или в США»,
писал Данелия в книге воспоминаний.«Оскар» и зубы
А затем с периодичностью раз в три-пять лет Данелия выдавал по кинохиту: «Тридцать три», «Не горюй», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза»…
В 1976 году его «Афоню» привезли в Лос-Анджелес, показали. А самого Данелию попросили поприсутствовать как представителя «Мосфильма» на вручении премии «Оскар». В тот год Акира Куросава номинировался на награду американской киноакадемии с картиной «Дерсу Узала», снятой в Москве.
Фрака у Данелии не было, зато чудом оказалась бабочка. Случайно упала в чемодан, когда он собирался в Америку. Бабочка была завязана узлом и никак не хотела развязываться. Данелия попробовал решить проблему зубами… Точнее, не зубами, а временной коронкой, которая тут же оказалась у него у руках… Режиссер совершенно забыл, что стоматолог, срочно спасавший его перед отъездом, разрешил передними зубами только улыбаться.
Куросаве дали сразу два Оскара, то есть Данелии надо было выходить на сцену и улыбаться… Ситуацию спас продюсер Куросавы.
«Без передних зубов я был не слишком фотогеничен. Однако японец, узнав о моей проблеме, посоветовал приклеить зубы на жвачку — и они отлично держались!» — рассказывал несколько лет назад журналистам режиссер.
«Кин-дза-дза» Данелия снял в 1986‑м. Хотя сам процесс съемок дался очень непросто. Оператор картины Павел Лебешев даже шутил, что гнусные инопланетяне, узнав о планах землян рассказать о них правду, теперь строят козни… Кстати, Данелия с этой версией отчасти был согласен.
Ку!
Во-первых, во время подготовки к съемкам пепелац услали вместо Туркмении во Владивосток. Чтобы найти реквизит и доставить его на площадку, понадобилось полтора месяца. А потом он еще чуть не сгорел…
Во-вторых, на «Мосфильме» отказались шить костюмы. Все костюмеры были заняты на «Борисе Годунове» Сергея Бондарчука. Потому героев фильма пришлось одеть в теплые кальсоны и фуфайки фабрики «Заря», вываренные в хлорке.
Наконец, было нереально жарко. Воздух прогревался до 60–70 градусов. «Мы ругались даже с Евгением Леоновым, чего раньше не водилось», — вспоминал Данелия.
Но, несмотря на все эти сложности, а затем и скептические отзывы критики, картина имела и имеет огромный успех. По мнению Данелии, его «Кин-дза-дза», увы, не скоро потеряет актуальность.
«Человечество не перестает совершать одну глупость за другой. Оно будто бы намеренно уничтожает собственную планету. И через 50 лет, если человечество доживет, «Кин-дза-дза» останется актуальным. Потому что идиотизм вечен, он появился на свет вместе с человеком»,
признавался он в одном из интервью журналистам.Источник: Sputnik Беларусь