Новые ПДД. Что изменится для белорусских водителей
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Речицкий РЭС информирует

Новые ПДД. Что изменится для белорусских водителей

Последнее вре­мя наш зако­но­да­тель не дрем­лет, застав­ляя бело­рус­ских авто­мо­би­ли­стов дер­жать себя в тону­се и тща­тель­но сле­дить за все­ми изме­не­ни­я­ми. Сперва обе­щан­ный указ о пла­те­жах за уча­стие в дорож­ном дви­же­нии «под­вис» в высо­ких каби­не­тах, и не совсем понят­но, когда и в каком виде будет при­нят. Зато вме­сто него мы неожи­дан­но полу­чи­ли Указ Президента РБ № 140, предо­став­ля­ю­щий пра­во льгот­ным кате­го­ри­ям граж­дан на 50%-ную рас­та­мож­ку.

Но не успе­ли утих­нуть эмо­ции, как ГАИ заяви­ла о целом паке­те гря­ду­щих изме­не­ний в ПДД, — и вот нам уже пред­ла­га­ют на обсуж­де­ние про­ект ука­за с озву­чен­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми. Что хотят поме­нять и как, рас­смот­рим в этом мате­ри­а­ле, оста­но­вим­ся на самых важ­ных момен­тах.

В стане пешеходов прибавилось

Итак, рань­ше пеше­хо­дом назы­ва­ли физи­че­ское лицо, участ­ву­ю­щее в дорож­ном дви­же­нии вне транс­порт­но­го сред­ства, в том чис­ле пере­дви­га­ю­ще­е­ся в инва­лид­ной коляс­ке без дви­га­те­ля, веду­щее вело­си­пед, мопед или мото­цикл, везу­щее сан­ки или коляс­ку и не выпол­ня­ю­щее на доро­ге ремонт­ные и дру­гие рабо­ты.

Теперь к дан­ной кате­го­рии пред­ла­га­ет­ся отне­сти и лиц, кото­рые пере­дви­га­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем при­спо­соб­ле­ний (кро­ме вело­си­пе­дов), име­ю­щих элек­тро­дви­га­тель и мак­си­маль­ную кон­струк­тив­ную ско­рость дви­же­ния не более 25 км/​ч либо иной дви­га­тель с ана­ло­гич­ной харак­те­ри­сти­кой. То есть това­ри­щи на гирос­ку­те­рах, сиг­ве­ях и про­чих «дико­вин­ках» будут име­но­вать­ся тер­ми­ном «пеше­хо­ды». Сами же тех­ни­че­ские новин­ки пред­ла­га­ет­ся назы­вать «сред­ства­ми пер­со­наль­ной мобиль­но­сти». Новшество важ­ное, ведь оно, по сути, наде­ля­ет офи­ци­аль­ным ста­ту­сом таких участ­ни­ков дорож­но­го дви­же­ния.

Правило «двух полос» наконец-​то узаконят

На этой ини­ци­а­ти­ве сто­ит оста­но­вить­ся отдель­но, так как на сего­дняш­ний день инспек­то­ры ГАИ трак­ту­ют непро­пуск пеше­хо­да как им забла­го­рас­су­дит­ся. Принцип «двух полос», неко­гда озву­чен­ный на неофи­ци­аль­ном уровне, так и оста­ет­ся все­го лишь прин­ци­пом. Такое поло­же­ние вещей поз­во­ля­ет даже при деся­ти поло­сах меж­ду пеше­хо­дом и води­те­лем при­влечь к ответ­ствен­но­сти послед­не­го, было бы жела­ние. По дей­ству­ю­щим сей­час пра­ви­лам, «непро­пус­ком» счи­та­ет­ся ситу­а­ция, когда пеше­ход изме­нил ско­рость или направ­ле­ние дви­же­ния, даже если он сде­лал это по не зави­ся­щим от про­ез­жа­ю­ще­го мимо води­те­ля при­чи­нам.

Теперь с «воль­ной трак­тов­кой» будет покон­че­но, непред­ска­зу­е­мые пеше­хо­ды могут менять «направ­ле­ние дви­же­ния» сколь­ко угод­но, хоть убе­гать в обрат­ную сто­ро­ну.

В про­ек­те обя­зан­ность води­те­ля усту­пить доро­гу пеше­хо­ду сме­ни­ла фор­му­ли­ров­ку: теперь води­тель дол­жен предо­ста­вить пре­иму­ще­ство.

«Преимущество пеше­хо­ду в слу­ча­ях, опре­де­лен­ных насто­я­щи­ми Правилами, счи­та­ет­ся предо­став­лен­ным, если рас­сто­я­ние меж­ду транс­порт­ным сред­ством и пеше­хо­дом в момент пере­се­че­ния транс­порт­ным сред­ством тра­ек­то­рии дви­же­ния пеше­хо­да соста­ви­ло две поло­сы дви­же­ния (одну поло­су и трам­вай­ные пути, одну поло­су и раз­де­ли­тель­ную поло­су или зону) и более».

За это зако­но­да­те­лю спа­си­бо, сде­лать это нуж­но было уже дав­но, учи­ты­вая зашка­ли­ва­ю­щий пока­за­тель спо­ров в оцен­ке таких ситу­а­ций. ABW.BY об этом писал посто­ян­но.

На роликах и лыжах, но не быстрее пешехода

«При пере­се­че­нии про­ез­жей части доро­ги по назем­но­му пеше­ход­но­му пере­хо­ду, на пере­крест­ке по линии тро­туа­ров или обо­чин, лица, пере­дви­га­ю­щи­е­ся на роли­ко­вых конь­ках, лыжах, дру­гом спор­тив­ном инвен­та­ре, сред­ствах пер­со­наль­ной мобиль­но­сти (сигвеи, моно­ко­ле­са, гирос­ку­те­ры и т.п.), долж­ны дви­гать­ся со ско­ро­стью иду­ще­го шагом пеше­хо­да».

По вело­си­пед­ной дорож­ке ходить пеше­хо­ду мож­но, но не созда­вая пре­пят­ствий для вело­си­пе­ди­стов.

Любителям сиг­ве­ев, гирос­ку­те­ров и про­чих «средств пер­со­наль­ной мобиль­но­сти» по вело­си­пед­ной дорож­ке так­же пере­дви­гать­ся мож­но, но толь­ко в слу­чае, если такая вело­си­пед­ная дорож­ка отде­ле­на от про­ез­жей части доро­ги кон­струк­тив­но, а при отсут­ствии тако­вой — по тро­туа­ру, пеше­ход­ной дорож­ке либо обо­чине, не созда­вая пре­пят­ствия для дру­гих пеше­хо­дов.

К сло­ву, на сред­ствах пер­со­наль­ной мобиль­но­сти пеше­хо­дам (а мы уже опре­де­ли­ли, что это имен­но пеше­хо­ды) запре­ще­но пере­дви­гать­ся со ско­ро­стью свы­ше 25 км/​ч, а при выхо­де на про­ез­жую часть доро­ги запре­ще­но совер­шать дей­ствия, угро­жа­ю­щие без­опас­но­сти дорож­но­го дви­же­ния. По всей види­мо­сти, име­ют­ся в виду раз­лич­ные лиха­че­ства и выкру­та­сы, демон­стри­ру­е­мые на таких сред­ствах.

«Маячок» включить придется

Как зна­ет любой води­тель, не толь­ко инспек­то­ры ГАИ осу­ществ­ля­ют свои функ­ции на доро­гах. Остановить авто­мо­биль име­ют пра­во и иные пра­во­охра­ни­те­ли, эмче­эс­ни­ки, воен­но­слу­жа­щие и пред­ста­ви­те­ли при­ро­до­охран­ных ведомств. В прин­ци­пе все так и оста­лось, толь­ко теперь пред­ла­га­ет­ся, что­бы в тем­ное вре­мя суток вне насе­лен­но­го пунк­та рядом с таки­ми лица­ми (за исклю­че­ни­ем сотруд­ни­ка ГАИ) долж­но нахо­дить­ся транс­порт­ное сред­ство опе­ра­тив­но­го назна­че­ния с вклю­чен­ным маяч­ком.

Если с 40 метров «номера» не видно — ехать нельзя

Запрещается участ­во­вать в дорож­ном дви­же­нии на транс­порт­ном сред­стве, кон­струк­ция и тех­ни­че­ское состо­я­ние кото­ро­го не отве­ча­ют тре­бо­ва­ни­ям тех­ни­че­ских регла­мен­тов Таможенного сою­за и Евразийского эко­но­ми­че­ско­го сою­за, в отно­ше­нии кото­ро­го не выда­но раз­ре­ше­ние на его допуск к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии, с загряз­не­ни­я­ми (насло­е­ни­я­ми), огра­ни­чи­ва­ю­щи­ми обзор­ность доро­ги, а так­же не поз­во­ля­ю­щи­ми видеть инфор­ма­цию на реги­стра­ци­он­ном зна­ке с рас­сто­я­ния 40 мет­ров и менее.

Разговаривать по телефону можно

Если на сего­дняш­ний день исполь­зо­вать теле­фон во вре­мя дви­же­ния води­тель может лишь при нали­чии ком­плек­та гром­кой свя­зи или устрой­ства, поз­во­ля­ю­ще­го вести пере­го­во­ры без исполь­зо­ва­ния рук, то теперь зако­но­да­тель рас­ши­рил такое тре­бо­ва­ние и изло­жил его немно­го ина­че: «Запрещено поль­зо­вать­ся во вре­мя дви­же­ния транс­порт­но­го сред­ства аппа­ра­том радио- и теле­фон­ной свя­зи, ины­ми не преду­смот­рен­ны­ми кон­струк­ци­ей транс­порт­но­го сред­ства устрой­ства­ми, если для это­го необ­хо­ди­мо дер­жать их в руке либо воз­дей­ство­вать на них рукой».

Выходит, тех­но­ло­гии шаг­ну­ли настоль­ко впе­ред, что теперь про­ще ого­во­рить в законе запре­щен­ное, а не раз­ре­шен­ное.

Купил авто — предоставь договор

Теперь, если вы при­об­ре­ли авто­мо­биль, кото­рый в Беларуси пока не заре­ги­стри­ро­ван, допу­стим, купи­ли в России и ввез­ли в Беларусь на «тран­зи­тах», то при­дет­ся по тре­бо­ва­нию инспек­то­ра предъ­явить и дого­вор, под­твер­жда­ю­щий закон­ность при­об­ре­те­ния транс­порт­но­го сред­ства.

Дети важнее велосипедистов

Группы детей и сей­час раз­ре­ша­ет­ся водить по вело­си­пед­ным дорож­кам в сопро­вож­де­нии совер­шен­но­лет­них лиц, но зако­но­да­тель пред­ла­га­ет наде­лить такие груп­пы пре­иму­ще­ством перед вело­си­пе­ди­ста­ми, кото­рые «не долж­ны созда­вать им пре­пят­ствия».

Оранжевый маячок для велосипедистов

По новым Правилам меха­ни­че­ское транс­порт­ное сред­ство, сопро­вож­да­ю­щее груп­пы лиц, зани­ма­ю­щих­ся физи­че­ской куль­ту­рой и спор­том, при про­ве­де­нии спор­тив­ных и (или) спортивно-​массовых меро­при­я­тий по вело­си­пед­но­му спор­ту и три­ат­ло­ну, долж­но быть с вклю­чен­ным маяч­ком оран­же­во­го цве­та.

«Понты» не пройдут

Важная инфор­ма­ция для мото­цик­ли­стов: дви­гать­ся на мото­цик­ле, мопе­де на одном коле­се, а так­же дви­гать­ся на мото­цик­ле, не дер­жась за руль или не дер­жа ноги на педа­лях (под­нож­ке), запре­ще­но.

Пьяный пассажир — на выход

Если вы явля­е­тесь обла­да­те­лем мото­цик­ла или мопе­да, то прось­бы нахо­дя­щих­ся в «опре­де­лен­ном» физи­че­ском состо­я­нии това­ри­щей «под­ки­нуть неда­ле­ко» сто­ит про­игно­ри­ро­вать. Законодатель пред­ла­га­ет запре­тить «пере­во­зить на мото­цик­ле, мопе­де (кро­ме боко­во­го при­це­па) пас­са­жи­ра в состо­я­нии алко­голь­но­го опья­не­ния либо в состо­я­нии, вызван­ном потреб­ле­ни­ем нар­ко­ти­че­ских средств, пси­хо­троп­ных веществ, их ана­ло­гов, ток­си­че­ских и дру­гих одур­ма­ни­ва­ю­щих веществ». И это даже при нали­чии всей нуж­ной эки­пи­ров­ки.

ГАИ можно отступать от Правил?

И до это­го было мож­но, но теперь про­ект ука­за пред­ла­га­ет осу­ществ­лять раз­но­го рода «отступ­ле­ния», толь­ко убе­див­шись, что сво­и­ми дей­стви­я­ми такие «отступ­ни­ки» не созда­ют опас­ность для дви­же­ния.

Знак «Камера фотофиксации» теперь в ПДД

Еще одно не менее важ­ное нов­ше­ство. Контроль уста­нов­лен­ной ско­ро­сти дви­же­ния транс­порт­ных средств — это уча­сток доро­ги, на кото­ром осу­ществ­ля­ет­ся кон­троль за соблю­де­ни­ем уста­нов­лен­ной ско­ро­сти дви­же­ния с исполь­зо­ва­ни­ем тех­ни­че­ских средств, рабо­та­ю­щих в авто­ма­ти­че­ском режи­ме. Такой уча­сток доро­ги дол­жен обо­зна­чать­ся соот­вет­ству­ю­щим зна­ком.

«Вишенка на торте»: «Будьте добры, предъявите документы»

Конфликтам меж­ду води­те­ля­ми и инспек­то­ра­ми ГАИ по пово­ду «что за осно­ва­ние — про­вер­ка доку­мен­тов?» вско­ре при­дет конец. В прин­ци­пе закон и так опре­де­лял, что инспек­тор ГАИ име­ет пра­во про­ве­рять у води­те­ля нали­чие необ­хо­ди­мых доку­мен­тов. Инспекторы, само собой, счи­та­ли это пра­во доста­точ­ным для оста­нов­ки ТС и про­вер­ки доку­мен­тов. Но то и дело выска­зы­ва­лась аль­тер­на­тив­ная точ­ка зре­ния: про­вер­ка доку­мен­тов сама по себе не может являть­ся при­чи­ной оста­нов­ки транс­порт­но­го сред­ства, а толь­ко когда есть нару­ше­ние.

Теперь фра­за «допол­нить под­пункт 9.1 сло­ва­ми «в том чис­ле для про­вер­ки доку­мен­тов» пере­чер­ки­ва­ет начи­на­ния несо­глас­ных.

***

В каком виде уви­дим доку­мент после его обсуж­де­ния и при­ня­тия, мы не зна­ем. Скорее все­го, изме­не­ния, как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка, в про­ек­те будут. Но уже на дан­ной ста­дии редак­ция ABW.BY хочет отме­тить, что зако­но­да­тель сде­лал то, что и дол­жен был сде­лать, — исклю­чил дво­я­кие трак­тов­ки и раз­лич­ные под­хо­ды. А зна­чит, и кон­флик­тов на доро­гах долж­но стать мень­ше.

Источник: abw.by