Внимание, косули на дорогах: как вести себя водителю, чтобы не попасть в ДТП
Работа в Amigo
Реклама в Речице

Внимание, косули на дорогах: как вести себя водителю, чтобы не попасть в ДТП

В нача­ле мая бело­рус­ские авто­мо­би­ли­сты мас­со­во нача­ли сооб­щать о том, что на доро­гах стра­ны появи­лось очень мно­го косуль. Sputnik выяс­нил, отку­да они взя­лись и что делать води­те­лю, что­бы не стать жерт­вой столк­но­ве­ния с диким животным.

Водители мас­со­во сооб­ща­ют о том, что вдоль дорог пасут­ся целые ста­да косуль, кото­рые то и дело норо­вят бро­сить­ся под колеса.

Корреспондент Sputnik побе­се­до­ва­ла с пред­ста­ви­те­ля­ми Министерства лес­но­го хозяй­ства, Минприроды и ГАИ и выяс­ни­ла, отку­да на доро­гах появи­лись косу­ли, как избе­жать столк­но­ве­ния с ними и как себя вести, если ДТП все-​таки произошло.

Косуль не так уж много

Оказывается, косуль в Беларуси сей­час не так уж мно­го. Просто рань­ше их так часто не заме­ча­ли. «Сейчас косуль в стране око­ло 100 тысяч осо­бей. Это 70% от опти­маль­ной чис­лен­но­сти, при кото­рой косу­ля может суще­ство­вать в наших лесах, не нано­ся ника­ко­го вре­да», — заве­рил кон­суль­тант отде­ла охот­ни­чье­го хозяй­ства Министерства лес­но­го хозяй­ства Беларуси Виталий Бондаревич.

Такой же точ­ки зре­ния при­дер­жи­ва­ют­ся и в Министерстве при­род­ных ресур­сов и охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды. Не живот­ных ста­но­вит­ся боль­ше, а дорог и машин.

«Нужно пони­мать, что со вре­ме­нем коли­че­ство дорог и транс­порт­ных средств в стране уве­ли­чи­ва­ет­ся, уско­ря­ет­ся темп жиз­ни людей. Можно мате­ма­ти­че­ски рас­счи­тать, что в таких усло­ви­ях крат­но уве­ли­чи­ва­ет­ся веро­ят­ность встре­чи чело­ве­ка с диким живот­ным на доро­ге», — рас­ска­зал началь­ник управ­ле­ния био­ло­ги­че­ско­го раз­но­об­ра­зия ведом­ства Николай Свидинский.

Скачков чис­лен­но­сти попу­ля­ции косуль на самом деле нет.

«Просто рань­ше сред­не­ста­ти­сти­че­ский бело­рус­ский води­тель, услов­но, нака­ты­вал в месяц 1,5 тыся­чи кило­мет­ров. Сейчас эта циф­ра вырос­ла до 2,5—3 тысяч. Следовательно, в 1,5—2 раза уве­ли­чи­лась веро­ят­ность уви­деть на доро­гах диких живот­ных. Надо пони­мать, что это нор­маль­но. Водителям пани­ко­вать не сто­ит», — заве­рил он.

Куда бегут косули?

По инфор­ма­ции Минлесхоза, силь­ных всплес­ков ДТП с дики­ми живот­ны­ми сей­час нет: их коли­че­ство дол­гое вре­мя дер­жит­ся при­мер­но на одном уровне. И все же авто­мо­би­ли­сты начи­на­ют инте­ре­со­вать­ся в ведом­стве, как косу­ли ока­зы­ва­ют­ся на дорогах.

«Есть несколь­ко при­чин их появ­ле­ния на про­ез­жей части. Первая — испуг живот­но­го. Оно мог­ло про­гу­ли­вать­ся по обо­чине, в это вре­мя ехал авто­мо­биль, осве­тил его рез­ко либо подал зву­ко­вой сиг­нал, косу­ля нача­ла метать­ся, выбе­жа­ла на доро­гу и попа­ла под коле­са», — объ­яс­ня­ет Бондаревич, как все происходит.

Еще один фак­тор появ­ле­ния косуль — пери­од гона, когда самец чув­ству­ет сам­ку на дру­гой сто­роне доро­ги и пере­хо­дит ее, несмот­ря на машины.

«Сейчас сам­цы нахо­дят­ся в актив­ном поис­ке пары для про­дол­же­ния рода. Это нор­маль­ное сезон­ное явле­ние, когда в мае-​июне живот­ные, в том чис­ле и дру­гих видов, нахо­дят­ся в актив­ном состо­я­нии и в поис­ках новых мест оби­та­ния», — отме­тил Свидинский.

В то же вре­мя сеть авто­мо­биль­ных дорог в стране доволь­но плот­ная, поэто­му живот­ные вынуж­де­ны пере­се­кать их.

«Автомобилисты долж­ны быть пре­дель­но вни­ма­тель­ны­ми, так как доро­ги пере­се­ка­ют и более круп­ные, чем косу­ли, живот­ные: лоси, оле­ни и даже мед­ве­ди. Только лич­ная осто­рож­ность води­те­ля может дать гаран­тию его без­опас­но­сти», — под­черк­нул пред­ста­ви­тель Минприроды.

Тем вре­ме­нем в Минлесхозе отме­ти­ли, что пути мигра­ции копыт­ных живот­ных скла­ды­ва­ют­ся десят­ка­ми лет, и косу­ли на гене­ти­че­ском уровне сле­ду­ют им.

«Испокон веков живот­ные ходи­ли так, а сей­час там появи­лась доро­га. Они не при­вык­ли к это­му и поэто­му попа­да­ют под маши­ну. Пройдет два-​три поко­ле­ния, пока они адап­ти­ру­ют­ся к новой обста­нов­ке», — счи­та­ет Виталий Бондаревич.

Чаще все­го ДТП про­ис­хо­дят во вре­мя актив­но­сти живот­ных (в утрен­ние и вечер­ние часы).

«Это не самый бла­го­при­ят­ный пери­од для води­те­лей, а живот­ные в это вре­мя идут на кор­меж­ку. К при­ме­ру, они оби­та­ют в лесу, а кор­мить­ся идут на поле, кото­рое нахо­дит­ся через доро­гу, пере­бе­га­ют, и их сби­ва­ют», — отме­тил сотруд­ник Минлесхоза.

Дорого и не всегда эффективно

Многие води­те­ли счи­та­ют, что пана­цея от ДТП с дики­ми живот­ны­ми — это загра­ди­тель­ные сет­ки. Однако даже там, где они уста­нав­ли­ва­ют­ся, слу­ча­ют­ся аварии.

«Например, гриб­ни­ки, желая попасть в лес, дела­ют дыр­ку в сет­ке с одной сто­ро­ны доро­ги. Косуля через это отвер­стие выбе­га­ет, а на дру­гой сто­роне сет­ка целая, поэто­му попасть за нее не полу­ча­ет­ся. Животное начи­на­ет метать­ся, обрат­но попасть не может и гиб­нет под коле­са­ми авто», — опи­сы­ва­ет Бондаревич.

В Минприроды так­же убеж­де­ны, что ограж­де­ние дорог реша­ет про­бле­му не на 100%, как и дру­гие доро­го­сто­я­щие способы.

«Строительство пере­хо­дов для живот­ных через трас­сы — это доро­го и не все­гда эффек­тив­но: в этом году живот­ные ходят через доро­гу в этом месте, а в сле­ду­ю­щем по каким-​то при­чи­нам мик­ро­по­пу­ля­ция исчез­ла, и пере­ход стал невос­тре­бо­ван­ным. Мы это пони­ма­ем и хотим, что­бы это пони­ма­ли граж­дане», — разъ­яс­нил пози­цию мини­стер­ства Николай Свидинский.

Не сигналить и не пытаться прогнать

Чтобы пони­мать, как себя вести, если заме­тил косу­лю на доро­ге или обо­чине, нуж­но знать осо­бен­но­сти пове­де­ния этих живот­ных. Некоторые води­те­ли начи­на­ют сиг­на­лить живот­но­му, но, ока­зы­ва­ет­ся, так делать нельзя.

«Подавать зву­ко­вые и све­то­вые сиг­на­лы — это зна­чит вызвать у живот­но­го еще боль­ший стресс. Оно может мет­нуть­ся в любую сто­ро­ну. Любые рез­кие уско­ре­ния, тор­мо­же­ния, любые гром­кие зву­ки уве­ли­чи­ва­ют веро­ят­ность того, что живот­ное может попасть под маши­ну. Это толь­ко уве­ли­чи­ва­ет опас­ность», — под­черк­нул Свидинский.

По его сло­вам, так­же не сто­ит выхо­дить из маши­ны и пытать­ся ото­гнать косу­лю подаль­ше от дороги.

«Если живот­ное реши­ло совер­шить пере­ход на этом участ­ке доро­ги, оно это сде­ла­ет. Это толь­ко вопрос вре­ме­ни. Вы его ото­гна­ли, а через 20 секунд оно бро­си­лось через доро­гу и попа­ло под коле­са сле­до­вав­ше­го за вами авто», — пояс­нил пред­ста­ви­тель Минприроды.

В ГАИ так­же дали реко­мен­да­ции, что делать води­те­лю, что­бы избе­жать столк­но­ве­ния с косулей.

«Водителям нуж­но быть пре­дель­но вни­ма­тель­ны­ми, осо­бен­но в зоне дей­ствия зна­ка «Дикие животные».

Нужно дви­гать­ся с такой ско­ро­стью, что­бы при воз­ник­но­ве­нии опас­но­сти мож­но было при­нять все меры, что­бы избе­жать наез­да», — рас­ска­за­ла офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель УГАИ МВД Анна Банадык.

Согласно иссле­до­ва­ни­ям, при ско­ро­сти 90 кило­мет­ров в час води­тель не успе­ва­ет заме­тить живот­ное на доро­ге и оста­но­вить­ся. Максимальная ско­рость, кото­рой дол­жен огра­ни­чить­ся авто­мо­би­лист на опас­ном участ­ке, — 70 кило­мет­ров в час, но это при усло­вии, что у него исправ­ная маши­на и хоро­шие тормоза.

Чаще все­го ДТП с дики­ми живот­ны­ми про­ис­хо­дят в тем­ное вре­мя суток.

«Многие быва­лые води­те­ли реко­мен­ду­ют, поми­мо даль­не­го све­та фар, кото­рый поз­во­ля­ет хоро­шо про­смат­ри­вать доро­гу, вклю­чать и про­ти­во­ту­ман­ные фары, кото­рые боль­ше захва­ты­ва­ют обо­чи­ну. Это повы­ша­ет веро­ят­ность вовре­мя уви­деть живот­ное, кото­рое выбе­га­ет из леса», — поде­ли­лась лай­фх­а­ком пред­ста­ви­тель УГАИ МВД.

Также Анна Банадык под­черк­ну­ла, что води­те­лям ни в коем слу­чае не нуж­но пытать­ся объ­е­хать выско­чив­шее на доро­гу животное.

«Тяжкие смер­тель­ные ава­рии про­ис­хо­дят, когда чело­век пыта­ет­ся объ­е­хать живот­ное, выез­жа­ет на встреч­ную поло­су и там стал­ки­ва­ет­ся с дру­гим авто либо выез­жа­ет на обо­чи­ну или тро­туар и ока­зы­ва­ет­ся в кюве­те», — отме­ти­ла Банадык.

В Госавтоинспекции и в Министерстве лес­но­го хозяй­ства отме­ти­ли, что самое эффек­тив­ное сред­ство про­тив столк­но­ве­ния с косу­лей — это экс­трен­ное торможение.

«Тогда столк­но­ве­ние наи­ме­нее трав­мо­опас­ное, если живот­ное все-​таки попа­да­ет под коле­са. Кроме того, когда води­тель экс­трен­но тор­мо­зит, у зве­ря есть шанс успеть пере­бе­жать доро­гу», — объ­яс­ни­ла офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель ГАИ.

Что делать, если ДТП все-​таки случилось

ДТП с диким живот­ным — это серьез­ная про­бле­ма. Самые тяже­лые послед­ствия вле­кут за собой наез­ды на лосей и оле­ней: они пада­ют на лобо­вое стек­ло, лома­ют стой­ки авто, поэто­му сидя­щие впе­ре­ди води­тель и пас­са­жир полу­ча­ют трав­мы. Не так опас­но столк­нуть­ся с косу­лей, лисой и зайцем.

«Если про­изо­шло столк­но­ве­ние с диким живот­ным, поря­док дей­ствий води­те­ля такой же, как при обыч­ном ДТП. Ни в коем слу­чае нель­зя уез­жать с места ава­рии. Если это сде­лать, есть боль­шая веро­ят­ность полу­чить штраф от 5 до 25 базо­вых вели­чин и лише­ние прав. Нужно оста­но­вить­ся, вклю­чить ава­рий­ную све­то­вую сиг­на­ли­за­цию, обя­за­тель­но выста­вить знак ава­рий­ной оста­нов­ки», — пере­чис­ли­ла по пунк­там Анна Банадык.

Особенно важ­но это сде­лать в тем­ное вре­мя суток, что­бы пре­ду­пре­дить дру­гих води­те­лей об опас­но­сти. Напомним, вне насе­лен­но­го пунк­та знак дол­жен быть выстав­лен на рас­сто­я­нии не менее 40 мет­ров от авто­мо­би­ля. Причем чем даль­ше, тем лучше.

«После это­го нуж­но позво­нить в ГАИ, а сотруд­ни­ки Госавтоинспекции вызо­вут всех осталь­ных заин­те­ре­со­ван­ных», — отме­ти­ла офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель Госавтоинспекции.

Как пра­ви­ло, в таких ДТП не усмат­ри­ва­ют­ся нару­ше­ния со сто­ро­ны чело­ве­ка за рулем, пото­му что живот­ные непредсказуемы.

«На место ава­рии при­ез­жа­ет сотруд­ник ГАИ, оформ­ля­ет и выда­ет справ­ку о ДТП. Возмещения, если нет КАСКО, от стра­хо­вой ком­па­нии ожи­дать в таком слу­чае не сто­ит», — пре­ду­пре­ди­ла она.

В слу­чае ава­рии води­те­лю ниче­го нель­зя делать со сби­тым животным.

«За это преду­смот­ре­на как адми­ни­стра­тив­ная, так и уго­лов­ная ответ­ствен­ность в зави­си­мо­сти от нане­сен­но­го ущер­ба», — пре­ду­пре­ди­ла Банадык.