НОВОЕ В СТРАХОВАНИИ
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Ускоряемся вместе
Речицкий РЭС информирует

НОВОЕ В СТРАХОВАНИИ

 С 1 июля всту­пи­ли в силу изме­не­ния в дого­во­ры стра­хо­ва­ния граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти вла­дель­цев транс­порт­ных средств. Эти изме­не­ния про­пи­са­ны в Указе Президента № 165 «О вне­се­нии изме­не­ний и допол­не­ний в ука­зы Президента Республики Беларусь по вопро­сам стра­хо­вой дея­тель­но­сти». Сама про­це­ду­ра заклю­че­ния таких дого­во­ров и раз­ме­ры стра­хо­вых взно­сов оста­лись преж­ни­ми, изме­не­ния в первую оче­редь кос­ну­лись раз­ме­ров стра­хо­вых выплат в слу­чае совер­ше­ния дорожно-​транспортного про­ис­ше­ствия с при­чи­не­ни­ем вре­да толь­ко иму­ще­ству, а не здо­ро­вью или жиз­ни его участ­ни­кам, а так­же при совер­ше­нии ДТП, в кото­ром при­чи­нен иму­ще­ствен­ный вред несколь­ким потер­пев­шим. Учитывая, что сей­час авто­мо­би­ли есть чуть ли не в каж­дой семье, а чис­ло ава­рий и не дума­ет сни­жать­ся, с эти­ми изме­не­ни­я­ми в реаль­ной жиз­ни (не дай Бог, конеч­но) может столк­нуть­ся прак­ти­че­ски каж­дый из нас. Рассказать о нов­ше­ствах ваш кор­ре­спон­дент попро­сил дирек­то­ра пред­ста­ви­тель­ства Белгосстрах по Речицкому рай­о­ну Наталью Стрельченко.

– Наталья Николаевна, так назы­ва­е­мые «евро­про­то­ко­лы», кото­рые участ­ни­ки ДТП могут офор­мить само­сто­я­тель­но, не вызы­вая ГАИ, были вве­де­ны еще в 2010 году. Что же изме­ни­лось с 1 июля это­го года?
– Прежде все­го по ним в два раза уве­ли­чен раз­мер стра­хо­вой выпла­ты: с 200 до 400 евро. В боль­шин­стве ДТП, в кото­ром авто­мо­биль постра­дав­шей сто­ро­ны полу­ча­ет мел­кие повре­жде­ния, сум­мы в 400 евро долж­но хва­тить, что­бы покрыть сто­и­мость ремон­та.
– В прин­ци­пе, оце­нить ущерб от ДТП, если он незна­чи­тель­ный (к при­ме­ру, трес­нул бам­пер или раз­бит зад­ний фонарь, фара) мож­но и само­сто­я­тель­но. В слу­чае, если нане­сен­ный ущерб не выхо­дит за рам­ки 400 евро, мож­но сэко­но­мить вре­мя и даже пой­ти навстре­чу винов­ни­ку ава­рии и не вызы­вать ГАИ (в этом слу­чае винов­ник ДТП осво­бож­да­ет­ся от адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти в виде штра­фа в раз­ме­ре от 0,5 до 5 базо­вых вели­чин). Но кро­ме раз­ме­ра нане­сен­но­го ущер­ба, не пре­вы­ша­ю­ще­го 400 евро, навер­ня­ка есть и дру­гие усло­вия, кото­рые перед запол­не­ни­ем «евро­про­то­ко­ла» долж­ны быть соблю­де­ны.
– Их несколь­ко. Во-​первых, вред в ДТП дол­жен быть при­чи­нен толь­ко иму­ще­ству, а не здо­ро­вью или жиз­ни чело­ве­ка, участ­ни­ков ДТП долж­но быть не более двух. Во-​вторых, у обо­их води­те­лей есть води­тель­ские удо­сто­ве­ре­ния и дей­ству­ю­щая стра­хов­ка, оба они при­зна­ют, что вто­рой участ­ник трезв. В тре­тьих, спо­ра, кто прав, а кто вино­ват, – нет. Соблюдение этих усло­вий с сум­мой ущер­ба, как было ска­за­но выше, не более 400 евро и дают осно­ва­ния на запол­не­ние «евро­про­то­ко­ла».
– Вот тут-​то мы и под­хо­дим к про­бле­ме, реше­ние кото­рой стра­шит мно­гих води­те­лей: люди боят­ся непра­виль­но запол­нить бланк «евро­про­то­ко­ла» и лишить­ся стра­хо­вой выпла­ты. Есть ли в запол­не­нии таких блан­ков какие-​то нюан­сы, на кото­рые сто­ит обра­тить вни­ма­ние?
– При запол­не­нии блан­ка надо про­сто отве­чать на постав­лен­ные вопро­сы. Более того, на обрат­ной сто­роне блан­ка есть разъ­яс­не­ния, что и как делать. Бланк «евро­про­то­ко­ла» оформ­ля­ет­ся в двух экзем­пля­рах, поэто­му его запол­не­ние надо про­во­дить с нажи­мом, что поз­во­ля­ет авто­ма­ти­че­ски сде­лать копию. Оригинал пере­да­ет­ся потер­пев­шей сто­роне для пере­да­чи в стра­хо­вую ком­па­нию, копия оста­ет­ся у винов­ни­ка ДТП.
Если у участ­ни­ков ДТП во вре­мя запол­не­ния блан­ка воз­ник­ли какие-​то вопро­сы, а само про­ис­ше­ствие про­изо­шло в рабо­чее вре­мя, то наши кли­ен­ты могут обра­тить­ся к нам за кон­суль­та­ци­ей, позво­нив по тел. 4-​33-​07. Специалисты пред­ста­ви­тель­ства дадут бес­плат­ную и исчер­пы­ва­ю­щую инфор­ма­цию, как пра­виль­но запол­нить тот или иной пункт в блан­ке. Необходимо пом­нить глав­ное: поки­дать место ДТП до запол­не­ния «евро­про­то­ко­ла» не сто­ит. Даже если закра­лась какая-​нибудь ошиб­ка, ее мож­но испра­вить в стра­хо­вой ком­па­нии, прав­да, при уча­стии обе­их сто­рон – и постра­дав­ше­го, и винов­ни­ка ава­рии.
– С 1 июля изме­нил­ся и раз­мер выплат стра­хо­ва­те­лям, если в резуль­та­те одно­го и того же ДТП при­чи­нен вред несколь­ким потер­пев­шим. Что здесь ново­го?
– Раньше сово­куп­ный лимит стра­хо­вых выплат не мог пре­вы­шать 30 тысяч евро, вне зави­си­мо­сти от коли­че­ства участ­ни­ков ДТП. С 1 июля этот лимит отме­нен. Правда, это не озна­ча­ет, что отме­не­на пре­дель­ная сум­ма выплат на одно­го участ­ни­ка ДПТ. Она огра­ни­че­на 10 тыся­ча­ми евро, но, если, ска­жем, в одном ДТП постра­да­ло пять, десять или два­дцать авто­мо­би­лей, каж­дый из авто­мо­би­ли­стов, в зави­си­мо­сти от сте­пе­ни повре­жде­ний, конеч­но, может пре­тен­до­вать на мак­си­маль­ный раз­мер выпла­ты в 10 тысяч евро.
– Автомобилисты часто жалу­ют­ся, что стра­хо­вые выпла­ты не покры­ва­ют реаль­ную сто­и­мость ремон­та. Это и неуди­ви­тель­но, ведь, к при­ме­ру, нормо-​часы на раз­ных СТО раз­нят­ся. Что-​то изме­ни­лось в этом плане с 1 июля?
– Теоретически – да, а вот прак­ти­че­ски – изме­не­ний пока немно­го. В слу­чае наступ­ле­ния стра­хо­во­го слу­чая авто­мо­би­лист, как и рань­ше, может само­сто­я­тель­но либо на СТО вос­ста­но­вить свое транс­порт­ное сред­ство и полу­чить стра­хо­вую выпла­ту, исхо­дя из раз­ме­ра вре­да, оце­нен­но­го спе­ци­а­ли­ста­ми стра­хо­вой ком­па­нии. Второй вари­ант: авто­мо­би­лист про­из­во­дит ремонт сво­е­го транс­порт­но­го сред­ства на фир­мен­ной СТО, где сто­и­мость нормо-​часа, мате­ри­а­лов соот­вет­ствен­но выше, чем на обыч­ных СТО. В этом слу­чае, дей­стви­тель­но, раз­мер стра­хо­вых выплат может не покрыть сто­и­мость ремон­та. Разница может быть выпла­че­на стра­хо­вой ком­па­ни­ей, если авто­мо­би­лист доку­мен­таль­но дока­жет, что обра­ще­ние на СТО к диле­ру было не разо­вой акци­ей, а он там посто­ян­но обслу­жи­ва­ет свой авто­мо­биль. И, нако­нец, тре­тий вари­ант. Страховая ком­па­ния само­сто­я­тель­но выби­ра­ет СТО, где после ДТП будет ремон­ти­ро­вать­ся авто­мо­биль, и про­из­во­дит напря­мую рас­че­ты с ней в без­на­лич­ном поряд­ке. К сожа­ле­нию, на прак­ти­ке этот вари­ант пока не рабо­та­ет, т.к. в Речице нет ни одной СТО, отве­ча­ю­щей необ­хо­ди­мым тре­бо­ва­ни­ям.
– Наталья Николаевна, какие еще изме­не­ния всту­пи­ли в дей­ствия с 1 июля, о кото­рых долж­ны знать авто­мо­би­ли­сты?
– Одно из них каса­ет­ся не авто­мо­би­ли­стов, а води­те­лей мопе­дов, ску­те­ров и квад­ри­цик­лов. С 1 июля их вла­дель­цы, вне зави­си­мо­сти от объ­е­ма дви­га­те­ля этих транс­порт­ных средств, долж­ны иметь стра­хо­вые сви­де­тель­ства обя­за­тель­но­го стра­хо­ва­ния граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти вла­дель­цев транс­порт­ных средств. Годовая сто­и­мость такой стра­хов­ки – 4,2 евро.
Достаточно попу­ляр­ным у авто­мо­би­ли­стов явля­ют­ся дого­во­ры ком­плекс­но­го стра­хо­ва­ния (авто­граж­дан­ка + КАСКО). Если рань­ше упла­та стра­хо­во­го взно­са по ним про­во­ди­лась еди­но­вре­мен­но (а это доста­точ­но круп­ные сум­мы от 1,2 до 1,5 млн руб­лей), то с 1 июля их мож­но про­из­ве­сти в два эта­па.
Есть еще одно нов­ше­ство, о кото­ром сто­ит упо­мя­нуть. Если в момент заклю­че­ния дого­во­ра граж­да­нин скрыл важ­ные обсто­я­тель­ства, вли­я­ю­щие на раз­мер стра­хо­во­го взно­са, стра­хо­вой ком­па­ни­ей дела­ет­ся пере­рас­чет стра­хо­во­го взно­са с упла­той штра­фа в раз­ме­ре двой­ной сум­мы допла­ты.
Беседовал Влад Макаревич