На чте­ние: 0.36 mintue

Фильм корей­ско­го режис­сё­ра Пона Чжун Хо обо­шёл «Джокера» и «1917».

Никто не сомне­вал­ся, что на цере­мо­нии «Оскар-​2020» лен­та «Паразиты» возь­мёт ста­ту­эт­ку в кате­го­рии «Лучший меж­ду­на­род­ный фильм». Также не уди­вил и приз за луч­ший ори­ги­наль­ный сце­на­рий. Но совер­шен­но вне­зап­но Пон Чжун Хо выиг­рал в номи­на­ции «Лучший режиссёр».

А затем кар­ти­на взя­ла «Лучший фильм». Эта побе­да само­быт­но­го корей­ско­го режис­сё­ра выгля­дит ещё более фан­та­сти­че­ской, если вспом­нить, что кон­ку­рен­та­ми лен­ты были «1917» Сэма Мендеса, «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, «Джокер» Тодда Филлипса и «Ирландец» Мартина Скорсезе.

«Пон Чжун Хо — это Стивен Спилберг в свои луч­шие годы.»,

Квентин Тарантино, режиссёр

Всё это неслу­чай­но, ведь фильм южно­ко­рей­ско­го режис­сё­ра ока­зал­ся бли­зок и поня­тен любо­му дума­ю­ще­му зри­те­лю. Рассказываем, как «Паразиты» ино­ска­за­тель­но, но очень понят­но раз­би­ра­ют важ­ные соци­аль­ные вопросы.

Малоимущее семей­ство Ки живёт в замыз­ган­ном полу­под­ва­ле и пере­би­ва­ет­ся неста­биль­ны­ми зара­бот­ка­ми. В част­но­сти, они скла­ды­ва­ют короб­ки для пиц­цы, но даже это дела­ют из рук вон плохо.

Шанс выбрать­ся из нище­ты при­шёл отку­да не жда­ли: при­я­тель стар­ше­го сына про­сит под­ме­нить его в каче­стве репе­ти­то­ра англий­ско­го язы­ка для сим­па­тич­ной доче­ри мест­но­го IT-​магната. Сменив имя Ки Ву на звуч­ное Кевин и про­де­мон­стри­ро­вав под­де­лан­ный сест­рой фаль­ши­вый диплом, моло­дой чело­век устра­и­ва­ет­ся на желан­ную рабо­ту в рос­кош­ный дом семей­ства Пак.

Окрылённые уда­чей Ки реша­ют про­вер­нуть рис­ко­ван­ную аван­тю­ру: хит­ро­стью выгнать из дома бога­чей всю при­слу­гу и самим занять вакант­ные места. Сначала план идёт как по мас­лу. Но одна­жды про­ис­хо­дит нечто, чего никто не ждал. Про этот сби­ва­ю­щий с ног сюжет­ный твист режис­сёр про­сит умол­чать каж­до­го, что­бы не рас­кры­вать интри­гу и не пор­тить удо­воль­ствие тем, кто ещё не ходил в кинотеатр.

Жанровые подмены и мощный социальный подтекст

Фильм «Паразиты» 2019

Кадр из филь­ма «Паразиты»

Создатель «Паразитов» Пон Чжун Хо не огра­ни­чи­ва­ет себя рам­ка­ми одно­го жан­ра. Фильмография режис­сё­ра вклю­ча­ет и абсурд­ный детек­тив «Воспоминания об убий­стве», и поста­по­ка­лип­ти­че­ский трил­лер «Сквозь снег», и спро­дю­си­ро­ван­ную Netflix при­клю­чен­че­скую сказ­ку «Окча».

Но в «Паразитах» Чжун Хо пошёл ещё даль­ше. Картина начи­на­ет­ся как экс­цен­три­че­ская коме­дия, пре­вра­ща­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ский детек­тив, а бли­же к тре­тье­му акту пере­рож­да­ет­ся в сюр­ре­а­ли­стич­ный трил­лер. При этом ото­рвать­ся от экра­на невоз­мож­но: несмот­ря на то что жан­ро­вая под­ме­на каж­дый раз дей­ству­ет как пинок, сле­дить за про­ис­хо­дя­щим всё рав­но страш­но интересно.

И всё это жан­ро­вое раз­но­об­ра­зие при­прав­ле­но мощ­ней­шей соци­аль­ной дра­мой. Классовое нера­вен­ство уже дав­но вол­ну­ет Пона Чжун Хо: анти­уто­пия «Сквозь снег» рас­ска­зы­ва­ла о про­ти­во­сто­я­нии бед­ных и бога­тых пас­са­жи­ров поез­да, несу­ще­го­ся в нику­да сквозь поги­бель­ный мороз. В «Паразитах» на суть про­ис­хо­дя­ще­го наме­ка­ет уже само название.

Фильм «Паразиты» 2019

Кадр из филь­ма «Паразиты»

Но вот вопрос: а кто насто­я­щие пара­зи­ты? Оборванцы, пыта­ю­щи­е­ся под­нять­ся за счёт состо­я­тель­ных людей, или бога­чи, ниче­го не уме­ю­щие делать? Старший Пак счи­та­ет себя слиш­ком важ­ной пер­со­ной, что­бы само­му сидеть за рулём, а его жена поня­тия не име­ет, как содер­жать в поряд­ке соб­ствен­ный дом.

Так Пон Чжун Хо под­ска­зы­ва­ет зри­те­лю, что мил­ли­о­не­ры полу­чи­ли при­ви­ле­гии не по при­чине избран­но­сти или исклю­чи­тель­но­сти, а бла­го­да­ря баналь­но­му везе­нию: они ока­за­лись в нуж­ное вре­мя в нуж­ном месте. Бедняки же про­зя­ба­ют на дне жиз­ни не из-​за глу­по­сти или неве­же­ствен­но­сти. Наоборот, сме­кал­ки семей­ству Ки не зани­мать. Им про­сто не так повез­ло, как Пакам.

Образ «лишних людей» и атмосфера бессилия

Современное южно­ко­рей­ское обще­ство пол­но про­ти­во­ре­чий. С одной сто­ро­ны, Корея тянет­ся к запад­ной куль­ту­ре. С дру­гой, в стране, как и в сосед­них Японии и Китае, очень силь­ны тра­ди­ции. В резуль­та­те задан­ная обще­ством план­ка непо­мер­но высо­ка: что­бы вез­де при­ни­ма­ли, ты дол­жен быть бога­тым, успеш­ным, кра­си­вым, ухо­жен­ным — и при этом скром­ным, тру­до­лю­би­вым и ува­жи­тель­ным ко всем.

Понятны опа­се­ния стар­ше­го сына семей­ства Ки, кото­рый, гля­дя на без­за­бот­ных гостей Паков, неуве­рен­но спра­ши­ва­ет свою бога­тую уче­ни­цу: «Как дума­ешь, я соот­вет­ствую?» В какой-​то мере эта репли­ка отра­жа­ет стра­хи любо­го, живу­ще­го в корей­ском — да и в любом — раз­ви­том обществе.

Фильм «Паразиты» 2019

Кадр из филь­ма «Паразиты»

Другой ост­ро­со­ци­аль­ный лейт­мо­тив филь­ма — невоз­мож­ность изме­нить свою жизнь. Даже обла­дая талан­та­ми, неиму­щий не спо­со­бен напра­вить их в пози­тив­ное рус­ло (напри­мер, Ки-​старший пытал­ся открыть кон­ди­тер­скую, но разо­рил­ся) и ста­но­вит­ся преступником.

Художественные приёмы и символизм

Режиссёр исполь­зу­ет выра­зи­тель­ные визу­аль­ные сред­ства, что­бы рас­крыть глу­бо­кое содер­жа­ние. Самим постро­е­ни­ем кад­ра Пон Чжун Хо раз­де­ля­ет бед­ных и бога­тых людей. А лест­ни­цы оли­це­тво­ря­ют сту­пе­ни обще­ствен­ной иерар­хии, кото­рые при­хо­дит­ся пре­одо­ле­вать героям.

Фильм «Паразиты» 2019

Кадр из филь­ма «Паразиты»

Зная глав­ную сюжет­ную интри­гу, пере­смат­ри­вать кар­ти­ну даже инте­рес­нее. Этим «Паразиты» напо­ми­на­ют трил­лер Джордана Пила «Прочь», в кото­ром намё­ки на сущ­ность про­ис­хо­дя­ще­го были искус­но спря­та­ны по все­му филь­му, но зри­тель до поры до вре­ме­ни их не замечал.

Пон Чжун Хо неод­но­крат­но срав­ни­ва­ет бед­ня­ков с тара­ка­на­ми — живу­чи­ми и прак­ти­че­ски неис­тре­би­мы­ми насе­ко­мы­ми. А соци­аль­ная про­пасть меж­ду состо­я­тель­ны­ми и мало­иму­щи­ми людь­ми выра­жа­ет­ся ещё и в запа­хе нище­ты, кото­рый послед­ние при всём жела­нии не могут скрыть.


Даже если «Паразиты» ста­нут вашим пер­вым южно­ко­рей­ским филь­мом, ниче­го не бой­тесь. Эта кар­ти­на застав­ля­ет сме­ять­ся, гру­стить, пла­кать — одним сло­вом, сопе­ре­жи­вать несклад­ным геро­ям Пона Чжун Хо. Ведь ост­ро­ум­ные «Паразиты» доступ­ны для пони­ма­ния не толь­ко посвя­щён­ным, но и всем, кто любит хоро­шее и с любо­вью сде­лан­ное кино.

Источник: Лайфхакер

Televid
Author: Televid