На чте­ние: 0.47 mintue

Первый сре­ди эст­рад­ных испол­ни­те­лей народ­ный артист СССР, люби­мец пуб­ли­ки и артист неве­ро­ят­но широ­ко­го спек­тра, Утесов оди­на­ко­во убе­ди­тель­но и талант­ли­во испол­нял и джаз, и блат­ной фольк­лор, и воен­ную лирику.

Настоящее имя Утесова — Лазарь Иосифович Вайсбейн. Он родил­ся в Одессе в мно­го­дет­ной еврей­ской семье. Отец был мел­ким ком­мер­сан­том, мать зани­ма­лась домаш­ним хозяй­ством. Продолжения дина­стии не полу­чи­лось, хотя юно­го Лазаря и опре­де­ли­ли в одес­ское ком­мер­че­ское учи­ли­ще. Но про­учил­ся он там недол­го — был отчис­лен за пло­хое пове­де­ние, точ­нее, за то, что изма­зал мелом и чер­ни­ла­ми одеж­ду учи­те­ля — ото­мстил за замечание.

Зато малень­кий Ледя (так его назы­ва­ли в семье) с трех лет увле­кал­ся музы­кой. Сначала заслу­ши­вал­ся игрой сосе­да, затем сам взял в руки скрип­ку. А еще серьез­но зани­мал­ся спор­том и даже при­ни­мал уча­стие в люби­тель­ском чем­пи­о­на­те Одессы по фран­цуз­ской борьбе.

Л.О.Утесов, народный артист РСФСР
© Sputnik /​Дмитрий Козлов
Л.О.Утесов, народ­ный артист РСФСР

Никаких Вайсбейнов!

После исклю­че­ния из учи­ли­ща неко­то­рое вре­мя Ледя рабо­тал в бро­дя­чем цир­ке гим­на­стом и зазы­ва­лой. А затем его согла­си­лись при­нять в Кременчугский театр мини­а­тюр, но с одним усло­ви­ем: «Никаких Вайсбейнов!»

Нужен был псев­до­ним. Обязательно кра­си­вый и „воз­вы­шен­ный“. В бук­валь­ном смыс­ле сло­ва. Артист Скалов к тому вре­ме­ни уже был, были и Горский, и Горин, и Горев. Мучительный поиск сво­е­го „выда­ю­ще­го­ся“ име­ни Утесов поз­же опи­сал в кни­ге «Спасибо, сердце»:

«Утесов? — мельк­ну­ло у меня в голо­ве… Да, да! Утесов! Именно Утесов! Наверное, Колумб, уви­дя после трех меся­цев пла­ва­ния очер­та­ния зем­ли, то есть открыв Америку, не испы­ты­вал подоб­ной радо­сти. И сего­дня я вижу, что не сде­лал ошибки».

Несколько лет Утесов высту­пал в раз­ных одес­ских теат­рах. В 1917 году занял пер­вое место на кон­кур­се куп­ле­ти­стов в Гомеле и пере­брал­ся в Москву.

«Тот, кто с песней по жизни шагает…»

В сто­ли­це Утесов собрал неболь­шой оркестр и высту­пал с ним в саду Эрмитаж. В 1919 году он попал в кино, полу­чил роль адво­ка­та Зарудного в филь­ме «Лейтенант Шмидт — борец за сво­бо­ду». В 1920‑х певец рабо­тал и в Москве, и в Ленинграде, и в Риге.

После поезд­ки в Париж в 1928 году Утесов увлек­ся джа­зом. Придумал и поста­вил совер­шен­но неве­ро­ят­ную для арти­сти­че­ско­го Ленинграда того вре­ме­ни про­грам­му: джа­зо­вые номе­ра допол­ня­лись кон­фе­ран­сом, тан­ца­ми, игрой на скрип­ке и чте­ни­ем сти­хов. Причем все номе­ра были свя­за­ны меж­ду собой. Утесов стро­ил выступ­ле­ние как еди­ную исто­рию: начи­нал со зна­ком­ства с пуб­ли­кой, а закан­чи­вал про­щаль­ной пес­ней «Пока». Помимо джа­за в те годы у Утесова появи­лось еще одно увле­че­ние — блат­ная лири­ка. В его театрально-​музыкальных про­грам­мах зазву­ча­ли «С одес­ско­го кич­ма­на», «Лиманчики» и «Гоп со смы­ком». В испол­не­нии Утесова эти пес­ни буд­то теря­ли свое воров­ское зву­ча­ние, полу­ча­лись очень иро­нич­ны­ми. Тем не менее пуб­лич­но испол­нять их ему запре­ти­ли. Впрочем, на закры­тых меро­при­я­ти­ях Утесов их по-​прежнему пел.

Кинорежиссер Григорий Александров спе­ци­аль­но ездил в Ленинград посмот­реть на сов­мест­ные опы­ты Утесова и ком­по­зи­то­ра Исаака Дунаевского. Итогом той поезд­ки ста­ло реше­ние снять музы­каль­ный фильм. «Веселые ребя­та» вышли в про­кат в 1934 году и при­нес­ли испол­ни­те­лям глав­ных ролей — Любови Орловой и Леониду Утесову — широ­кую извест­ность. Однако отно­ше­ние вла­сти в то вре­мя к Утесову было насто­ро­жен­ное. В ито­ге Александров за рабо­ту над кар­ти­ной полу­чил орден Красной Звезды, Орлова — зва­ние заслу­жен­ной артист­ки, а Утесов вме­сте со сво­им джаз-​оркестром «Теа-​джаз»… фото­ап­па­рат «Лейка». Один на всех.

Любовь Орлова в цветной версии музыкальной комедии Григория Александрова «Веселые ребята».
© Пресс-​служба «Первого канала»
Любовь Орлова в цвет­ной вер­сии музы­каль­ной коме­дии Григория Александрова «Веселые ребята».

Ты одессит, Мишка…

Всю вой­ну Утесов ездил с кон­цер­та­ми, что­бы под­дер­жать сол­дат на фрон­те и рабо­чих в тылу. Только за пер­вый год его оркестр дал свы­ше 200 кон­цер­тов, в том чис­ле в рас­по­ло­же­ни­ях войск на Калининском фрон­те. Программа назы­ва­лась «Бей вра­га!» и посто­ян­но допол­ня­лась новы­ми пес­ня­ми: «В зем­лян­ке», «Темная ночь», «Одессит Мишка». Таких про­грамм в тече­ние вой­ны было несколь­ко. Кроме того, в 1942 году Утесов пере­чис­лил вну­ши­тель­ную сум­му на построй­ку фрон­то­во­го само­ле­та, кото­рый назва­ли «Веселые ребята».

Победу Утесов встре­тил в Москве: 9 мая пел при огром­ном сте­че­нии наро­да на пло­ща­ди Свердлова.

«Спасибо, сердце»

Утесов актив­но высту­пал до 1966 года. Играл, пел и импро­ви­зи­ро­вал. Вместе с ним в оркест­ре рабо­та­ла и его дочь — Эдит Утесова. Потом из-​за про­блем со здо­ро­вьем певец начал реже выхо­дить на сце­ну, стал чаще бывать на теле­ви­де­нии, начал писать кни­гу «Спасибо, серд­це». В ней он, нако­нец, отве­тил на все домыс­лы (к при­ме­ру, о пьян­стве и люб­ве­обиль­но­сти) и на кри­ти­че­ские выпа­ды в свой адрес. В том чис­ле на упре­ки в отсут­ствии голо­са. «Я пою не голо­сом, а серд­цем», — при­знал­ся артист.

Леонид Осипович был женат два­жды. С пер­вой женой про­жил без мало­го пол­ве­ка. Второй раз женил­ся неза­дол­го до смер­ти. В 1982 году от лей­ке­мии умер­ла его дочь Эдит, и это окон­ча­тель­но пошат­ну­ло здо­ро­вье арти­ста. Утесов ушел из жиз­ни спу­стя пол­то­ра меся­ца после смер­ти дочери.

Источник: Sputnik Беларусь

Televid
Author: Televid