А. Исачев. Опередивший время
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

А. Исачев. Опередивший время

Экспозиция «Мастерская художника А. Исачева. 1980-е годы»Речицкий край богат сво­ей мно­го­ве­ко­вой исто­ри­ей, куль­тур­ны­ми тра­ди­ци­я­ми и име­на­ми извест­ных во всем мире людей. Чего сто­ят толь­ко, напри­мер, име­на бело­рус­ско­го исто­ри­ка и этно­гра­фа Митрофана Довнар-​Запольского, пуб­ли­ци­ста и лите­ра­ту­ро­ве­да Владимира Спасовича, акте­ра теат­ра и кино Ефима Копеляна, кон­струк­то­ра пер­вых судов на под­вод­ных кры­льях Александра Маскалика и мно­гих дру­гих. Имя же Александра Исачева, твор­че­ство кото­ро­го про­сла­ви­ло Речицу дале­ко за ее пре­де­ла­ми, в этом ряду зани­ма­ет осо­бое место. И не слу­чай­но Речицкий кра­е­вед­че­ский музей, кото­рый в сен­тяб­ре во вто­рой раз при­ни­мал уча­стие в Национальном фору­ме «Музеи Беларуси», демон­стри­ро­вал на нем выста­воч­ный про­ект «Мастерская худож­ни­ка А. Исачева. 1980-​е годы». Мы встре­ти­лись и пооб­ща­лись с дирек­то­ром кра­е­вед­че­ско­го музея Натальей Заевой, кото­рая рас­ска­за­ла нам о биен­на­ле, о пред­став­лен­ной на фору­ме экс­по­зи­ции, о зна­че­нии твор­че­ства худож­ни­ка и о гря­ду­щих пла­нах кол­лек­ти­ва музея.

Биеннале
 Национальный форум «Музеи Беларуси» про­во­дит­ся раз в два года при под­держ­ке и по ини­ци­а­ти­ве Министерства куль­ту­ры в рам­ках выпол­не­ния про­грам­мы «Культура Беларуси» и явля­ет­ся одним из важ­ней­ших куль­тур­ных собы­тий стра­ны. На нем пред­став­ля­ют себя око­ло 100 луч­ших музеев рес­пуб­ли­ки, и быть сре­ди них Речицкому кра­е­вед­че­ско­му музею почет­но. Наша кон­цеп­ция – пред­став­ле­ние исклю­чи­тель­но­сти наше­го реги­о­на и, соот­вет­ствен­но, само­го уни­каль­но­го, что есть в фон­дах наше­го музея. В 2012 году в Гродно, когда форум про­во­дил­ся впер­вые, мы пока­зы­ва­ли один из речиц­ких тури­сти­че­ских брен­дов – мило­град­скую архео­ло­ги­че­скую куль­ту­ру. Нашей глав­ной целью было созда­ние пол­но­цен­ной музей­ной экс­по­зи­ции путем пред­став­ле­ния под­лин­ных пред­ме­тов из архео­ло­ги­че­ской кол­лек­ции музея. Мы счи­та­ем, что наш выста­воч­ный про­ект был одним из наи­бо­лее инте­рес­ных на фору­ме, к тому же его по досто­ин­ству оце­ни­ли посе­ти­те­ли. Однако в Речицу музей при­вез толь­ко диплом участ­ни­ка фору­ма – рай­он­но­му кра­е­вед­че­ско­му музею, каким бы ярким он ни был, каки­ми бы талант­ли­вы­ми ни были его сотруд­ни­ки, слож­но сопер­ни­чать с наци­о­наль­ны­ми музе­я­ми, где дру­гое финан­си­ро­ва­ние, дру­гие воз­мож­но­сти и про­чее, про­чее. Тогда луч­шим музе­ем Беларуси был при­знан Гомельский дворцово-​парковый ансамбль, кото­рый полу­чил гран-​при и увез биен­на­ле домой.

Мастерская во вре­ме­ни и пространстве
Нынешний форум про­во­дил­ся в Гомеле. Решение о том, что на фору­ме 2014 года мы будем пока­зы­вать твор­че­ство Александра Исачева, мы при­ня­ли еще два года назад.
Но преж­де чем реа­ли­зо­вать дан­ный про­ект, была про­ве­де­на очень серьез­ная науч­ная и иссле­до­ва­тель­ская рабо­та. Главный источ­ник в наших иссле­до­ва­ни­ях – это вос­по­ми­на­ния чле­нов семьи и дру­зей. Были дол­гие бесе­ды с Натальей Исачевой, вдо­вой худож­ни­ка, Людмилой Коноваловой, дру­гом семьи, в том чис­ле и в квар­ти­ре, где тво­рил худож­ник, что­бы почув­ство­вать атмо­сфе­ру, про­ник­нуть­ся темой, по вос­по­ми­на­ни­ям вос­со­здать обста­нов­ку мастер­ской, в кото­рой жил и рабо­тал Александр Исачев. Ведь это была не про­сто мастер­ская, эта было место встре­чи с дру­зья­ми, где вита­ла опре­де­лен­ная атмо­сфе­ра: там велись бесе­ды, обсуж­да­лись новые кни­ги, филь­мы, выстав­ки. Мы ста­ви­ли сво­ей целью вос­со­здать имен­но эту атмо­сфе­ру, что, как нам кажет­ся, удалось.
 Экспозиция пред­став­ля­ла собой интер­ак­тив­ный про­ект. Оказываясь в вос­со­здан­ном инте­рье­ре мастер­ской Александра Исачева, зри­тель имел воз­мож­ность поли­стать семей­ный аль­бом с фото­гра­фи­я­ми, открыть кни­гу, кото­рую пере­чи­та­ли все его дру­зья, – «Мастер и Маргарита» Булгакова, одно из люби­мей­ших про­из­ве­де­ний семьи Исачевых, услы­шать музы­ку, кото­рую любил худож­ник, и таким обра­зом погру­зить­ся в атмо­сфе­ру квартиры-​мастерской. Все экс­по­на­ты, за исклю­че­ни­ем живо­пис­ных работ, явля­лись под­лин­ны­ми. Специально к фору­му были изго­тов­ле­ны лазер­ные копии работ худож­ни­ка пери­о­да 80-​х гг. ХХ в.: «Автопортрет», «Пророк» (Портрет И. Стравинского), «Диана», «У источ­ни­ка» и другие.
Нами была пред­при­ня­та попыт­ка рас­ска­зать о глу­бине духов­ных поис­ков худож­ни­ка в этот пери­од, когда у А. Исачева скла­ды­ва­ет­ся целост­ная кон­цеп­ция соб­ствен­но­го твор­че­ства, опре­де­ля­ет­ся пред­мет худо­же­ствен­но­го иссле­до­ва­ния. Он иссле­ду­ет древ­ней­шие куль­ту­ры, иуда­изм, хри­сти­ан­ство, ислам, бога­тей­шее рели­ги­оз­ное насле­дие Индии и на осно­ве син­те­за под­хо­дит к духов­ной про­бле­ма­ти­ке совре­мен­но­го мира. Поэтапное изу­че­ние им древ­ней­ших куль­тур и рели­гий ложит­ся фото­гра­фия за фото­гра­фи­ей, кар­тин­ка за кар­тин­кой в схе­му, кото­рая висе­ла на стене в его квар­ти­ре. Она не была посто­ян­ной, закон­чен­ной и меня­лась в зави­си­мо­сти от появ­ле­ния новой инфор­ма­ции, в зави­си­мо­сти от того, что писал Исачев. Эта схе­ма – лишь этап в его твор­че­стве. Этот исклю­чи­тель­ный по сво­е­му содер­жа­нию источ­ник впер­вые был пред­став­лен на форуме.

Опередивший вре­мя
Александр Исачев за работойАлександр Исачев – уни­каль­ное явле­ние в худо­же­ствен­ной жиз­ни нашей стра­ны, акту­аль­ность его твор­че­ства с года­ми толь­ко воз­рас­та­ет. Некоторые худож­ни­ки гово­рят, что по уров­ню мастер­ства Исачеву не было рав­ных ни тогда, ни теперь. И тема­ти­кой сво­их поло­тен он опе­ре­дил свое вре­мя. Единственная при­жиз­нен­ная выстав­ка в род­ном горо­де (Дворец куль­ту­ры и тех­ни­ки «Нефтяник», 1987 г.) ста­ла про­ры­вом в худо­же­ствен­ной жиз­ни нашей стра­ны, ее посе­ти­ло око­ло 20000 чело­век. Творчество Исачева вызва­ло огром­ный инте­рес и ажи­о­таж. Именно тогда мно­гим ста­ло понят­но – Исачев это имя. Однако даже спу­стя почти 30 лет суще­ству­ет некое недо­по­ни­ма­ние меж­ду учре­жде­ни­я­ми, попу­ля­ри­зи­ру­ю­щи­ми твор­че­ство Александра Исачева, и кру­га­ми, имя худож­ни­ка замал­чи­ва­ю­щи­ми. В этом мы еще раз убе­ди­лись на про­шед­шем фору­ме. Миссию музея на фору­ме под­твер­ди­ли сло­ва одно­го из чле­нов жюри: «Если вам что-​то доро­го, люби­те это и цени­те, неси­те через годы. Если что-​то люби­те вы, вслед за вами полю­бят десят­ки, затем сот­ни, а затем тыся­чи». И мы верим, что истин­ная оцен­ка роли Александра Исачева в наци­о­наль­ной куль­ту­ре еще впе­ре­ди, и когда-​нибудь в Речицу будут при­ез­жать тыся­чи тури­стов, что­бы уви­деть те места, где жил и тво­рил художник.

Юбилейная выстав­ка
11 янва­ря 2015 года Александру Исачеву испол­ни­лось бы 60 лет.
Речицкий кра­е­вед­че­ский музей явля­ет­ся един­ствен­ным госу­дар­ствен­ным музе­ем в Республике Беларусь и на пост­со­вет­ском про­стран­стве, в фон­дах кото­ро­го есть под­лин­ные рабо­ты Александра Исачева. На осно­ве музей­ной кол­лек­ции мы гото­вим цикл меро­при­я­тий, кото­рые будут свя­за­ны с твор­че­ством худож­ни­ка: музей­ные заня­тия, лек­ции, экс­кур­сии и др. В посто­ян­ной экс­по­зи­ции зала «Наши зем­ля­ки» в музее уже вне­се­ны изме­не­ния – пред­став­ле­на часть экс­по­зи­ции «Мастерская худож­ни­ка А.Исачева. 1980-​е годы», экс­по­ни­ро­вав­ша­я­ся на Втором наци­о­наль­ном фору­ме. Однако одним из глав­ных собы­тий куль­тур­ной жиз­ни горо­да в нача­ле 2015 года ста­нет выстав­ка живо­пи­си и гра­фи­ки Александра Исачева из част­ной кол­лек­ции Олега Орлова (г. Минск). Его кол­лек­ция сего­дня насчи­ты­ва­ет око­ло 70 работ, и все они будут пред­став­ле­ны в боль­шом зале кар­тин­ной гале­реи музея. Одновременно в малом зале будет рабо­тать посто­ян­но дей­ству­ю­щая экс­по­зи­ция «Александр Исачев. Живопись, гра­фи­ка» из фон­дов музея.
Светлана Труневская