Узнать побольше о тех, кто всегда приходит на помощь, хотелось давно. Потому уже в восемь с небольшим старший инспектор группы пропаганды и взаимодействия с общественностью Татьяна Близнец проводит для меня экскурсию по части и знакомит с третьей дежурной сменой, с которой мне предстоит прожить этот день. Мне поясняют, что каждое боевое дежурство длится 24 часа, ребята работают сутки через двое. В восемь часов как раз проходит построение сменяющего и заступающего на смену караулов. Здесь руководство подразделения подводит итоги прошедшего дежурства и ставит задачи перед новой сменой караула. Затем личный состав проверяет состояние служебных помещений, комплекты одежды, готовность машин. Работа, которая мне кажется удивительной, для них – скорее рутина будней: всё выверено и отточено до мелочей.
В то время как у бойцов начинаются занятия по расписанию (да-да, совершенствование навыков в их деле – процесс непрекращаемый), действие моей «службы» переходит в центр оперативного управления, куда поступают все звонки по телефону 101. «Здравствуйте, чем Вам помочь?» – первое, что услышит позвонивший. Когда прослушиваешь записанные звонки, понимаешь, что диспетчер не только точно и быстро корректирует работу службы спасения, он же выступает в роли психолога. Ведь нередко получается, что звонят люди в панике, они не могут четко сформулировать мысль и даже назвать свой адрес. Хотя именно в это время надо быть предельно собранным.
Сегодня утром звонков много, но большинство из них по поводу уже произошедшего пожара в Василевичах. Далее поступает звонок ¬– это человек упал на пол и не может подняться.
Я вместе со спасателями отправляюсь по адресу. И действительно, на полу лежит пожилая женщина без сознания, прикрытая одеялом, бойцы поднимают ее, уточняют у ее сына, что вызвал спасателей: все ли в порядке и нужна ли еще какая-нибудь помощь. Мужчина работой спасателей остается доволен, благодарит. На выходе встречаем отряд скорой помощи, которую, как я догадываюсь, отправил молодой диспетчер Артур следом за нами. Уже по дороге в часть, в машине, мне объясняют, что оказание помощи населению – это важная часть работы спасателя-пожарного. В этот момент понимаю на практике, что синоним «огнеборцы» теперь уместен не всегда.
Приезжаем в часть как раз к обеду. Как говорится во всем известной фразе, он по расписанию. Но в профессии пожарных с постоянной поправкой на отсутствие вызовов.
Далее снова время совершенствования бойцов: занятия и физические тренировки. После чего приходит время хозяйственных работ, например, по уборке снега, ведется уход за техникой. Примерно около семи часов вечера у бойцов по плану ужин, после которого наступает время отдыха или культурного досуга: можно позволить себе послушать радио или посмотреть телепрограммы. С девяти часов наступает «личное время» – это час перед сном, который каждый может потратить на свое усмотрение. С шести утра спасатели снова в строю. У них по расписанию физическая зарядка, завтрак, подготовка техники, служебных помещений к сдаче смены. Из увиденного и услышанного делается единственный вывод¬: процесс служебной и самостоятельной подготовки у бойцов идет постоянно.
– Самое сложное в нашей профессии, – признается заместитель начальника отдела по оперативно-тактической работе РОЧС Павел Бобыр, – предвидеть развитие событий. Сколько ни учись, все чрезвычайные ситуации продумать невозможно. В зависимости от обстановки приходится принимать разные, но, главное, правильные решения. Сотрудники МЧС здесь, как саперы, не имеют права на ошибку. К примеру, недавний случай: мужчина делал ремонт крыши и упал на штырь. Спасатели штырь обрезали, но мужчина скончался, так как он пронзил почти все тело. А вот второй случай, который произошел в прошлом году: мальчик перелазил через забор, зацепился и также напоролся на штырь, но пробил только руку.
Работа сотрудника МЧС не для слабонервных, но и здесь происходят случаи, которые потом спасатели вспоминают с улыбкой:
– Помню, был на дежурстве в новогоднюю ночь. Тогда поступил вызов о задымлении в пятиэтажке по улице Советской, где размещается магазин «Алмаз». И вот представьте себе картину: новогодняя ночь, около двух-трех часов, вы уже легли отдыхать, а тут к вам врываются спасатели, выламывая дверь, и ищут очаги пожара. Потом оказалось, что звонивший не назвал букву (!) дома. И вместо дома под буквой А нам надо было на четвертый этаж под буквой В, который находился в шести подъездах от первого. Вот как бывает, ¬– смеется Павел Михайлович.
Люди, задействованные в надзорной деятельности и противопожарной профилактике, – это, скорее, бойцы невидимого фронта. Спектр их деятельности довольно широкий: от участия в смотровых комиссиях до работы с молодежью. Как говорят сами спасатели, именно от качества их работы зависит количество работы у бойцов-пожарных.
– В нашей стране профилактике отводится важное место, – отмечает первый заместитель начальника РОЧС Андрей Курятников. – Нередко перенимается и опыт других стран. В том числе и в социальной рекламе. Вот, например, в Лондоне проводилось исследование, при котором по барам и кафе распространялись подставки под рюмки и пивные бокалы с призывом не курить в постели. Исследование длилось шесть лет, при этом постоянно следили за статистикой и искали новые методы.
…Свой день в пожарной части я, как и начинала, заканчиваю разговором с Татьяной Близнец, которая на мой вопрос о женщинах в профессии честно ответила:
– Не женское это дело: сложно и физически, и эмоционально. Здесь ведь и не каждый-то мужчина справится. Выносливость и сила воли – это качества настоящих защитников.
Анастасия Коцур