Иудеи Беларуси встретили 5781-й год от сотворения мира
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Ускоряемся вместе
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

Иудеи Беларуси встретили 5781-​й год от сотворения мира

Почему хасидов-​паломников не было в сина­го­ге на Шорной и зачем на ново­год­нем сто­ле у мин­ских евре­ев появил­ся сред­не­ве­ко­вый лук-​порей, раз­би­рал­ся Sputnik.

Наступление ново­го года празд­ну­ют бело­рус­ские евреи вме­сте со всем иудей­ским миром. Почему Рош ха-​Шана явля­ет­ся не толь­ко празд­ни­ком, но одно­вре­мен­но днем Суда, когда все­выш­ний оце­ни­ва­ет поступ­ки людей и опре­де­ля­ет судь­бу каж­до­го на пред­сто­я­щий год, рас­ска­зал Sputnik глав­ный рав­вин Религиозного объ­еди­не­ния общин про­грес­сив­но­го иуда­из­ма в Беларуси Григорий Абрамович.

Свое лето­ис­чис­ле­ние иудеи ведут от сотво­ре­ния мира. Таким обра­зом, насту­па­ю­щий год будет 5781-​м с тех пор, как бог создал Адама и Еву.

Новый год иудеи отме­ча­ют в тече­ние двух дней — в мин­ской сина­го­ге на ули­це Шорной, 20 Рош ха-​Шана нача­ли празд­но­вать в пят­ни­цу вече­ром.

© Sputnik Беларусь
Раввин: иудей­ский новый год насту­па­ет в сен­тяб­ре по Григорианскому кален­да­рю

По сло­вам рав­ви­на Григория Абрамовича, как пра­ви­ло, иудей­ский новый горд при­па­да­ет на сен­тябрь по Григорианскому кален­да­рю.

Протрубить в шофар

По его сло­вам, пер­вым, с точ­ки зре­ния зна­чи­мо­сти, сим­во­лом ново­го года явля­ет­ся бара­ний рог.

«Шофар может быть не толь­ко бара­на, но и дру­го­го кошер­но­го див­но­го, кото­рый пол­но­стью про­пус­ка­ет звук и без тре­щин. Звуки, кото­рые полу­ча­ют­ся при труб­ле­нии в шофар, ведут еврей­скую душу одно­вре­мен­но и к рас­ка­я­нию, и в то же вре­мя сим­во­ли­зи­ру­ют, что все­выш­ний цар­ству­ет над миром».

© Sputnik Беларусь
Раввин: зву­ки шофа­ра на новый год ведут еврей­скую душу к рас­ка­я­нию

Чтение молитв

Кроме того, иудеи на новый год обя­за­тель­но чита­ют спе­ци­аль­ные гла­вы из свя­щен­ных книг, а так­же про­сят все­выш­не­го про­стить за про­ступ­ки, совер­шен­ные в про­шлом году.

«Рош ха-​Шана — не тот новый год, кото­рый мы празд­ну­ем 31 декаб­ря. Здесь тоже есть радость, но для евре­ев это день суда и труб­лен­ная в шофар, поэто­му молит­вен­ная часть очень важ­на», — отме­тил рав­вин.

По его сло­вам, иудеи верят, что есть три вещи, кото­рые могут изме­нить суро­вый при­го­вор, кото­рый им был выне­сен все­выш­ним — это молит­ва, рас­ка­я­ние и тяга к спра­вед­ли­во­сти.

© Sputnik Беларусь
Раввин рас­ска­зал, о чем иудеи про­сят все­выш­не­го во вре­мя молитв на Рош ха-​Шана

Яблоки и мед — еврейский новый год

Григорий Абрамович напом­нил, что нет еврей­ско­го празд­ни­ка без еды.

«Традиционное уго­ще­ние на наш новый год — ябло­ки с медом. Яблоко евреи едят, что­бы год был креп­ким и хоро­шим. А мед, что­бы он был слад­ким», — пояс­нил рав­вин.

При этом он отме­тил: «Мы как ябло­ко — хоро­шее и соч­ное, но можем пор­тить­ся, а мед под­дер­жи­ва­ет и сохра­ня­ет нас. Мед — наши молит­вы».

© Sputnik Беларусь
Раввин: ябло­ки и мед — еврей­ский новый год

На еврей­ский новый год — на сто­ле все­гда есть голо­ва рыбы — как сим­вол того, что каж­дый хочет быть в голо­ве, а не в хво­сте.

По сло­вам Абрамовича, тра­ди­ци­он­ны­ми для ново­год­не­го сто­ла бело­рус­ских иуде­ев явля­ют­ся мор­ковь и свек­ла. «Морковку надо съесть для того, что­бы суро­вый при­го­вор, если он есть, был отме­нен, а свек­ла — про­тив вра­гов», — пояс­нил рав­вин.

Также в этом году на сто­ле у бело­рус­ских иуде­ев — сред­не­ве­ко­вый лук порей.

«Почему он сего­дня здесь — это как сим­вол еди­не­ния иудейст­ких общин», — ска­зал рав­вин и доба­вил, что в усло­ви­ях коро­на­ви­ру­са, когда не все могут прий­ти в сина­го­гу, момент еди­не­ния очень важен.

В этом году празд­ник Рош ха-​Шана был озна­ме­но­ван скоп­ле­ни­ем тысяч хаси­дов на гра­ни­цах с Украиной, куда их не пусти­ли из-​за коро­на­ви­рус­ных огра­ни­че­ний. Многие оста­лись встре­чать новый год в Беларуси, при­со­еди­ни­лись к общи­нам орто­док­саль­но­го иуда­из­ма. Синагогу на Шорной посе­ща­ют иудеи про­грес­сив­но­го иуда­из­ма, у них молят­ся вме­сте и муж­чи­ны, и жен­щи­ны, поэто­му хаси­ды не мог­ли прий­ти сюда.