Товар некачественный. Что делать?
Мы купили тротуарную плитку, но половина ее оказалась в каких-то темных пятнах. Обратились к директору предприятия, у которого делали заказ, он начал что-то невнятно рассказывать про качество, срок годности и т.д. Ничего вразумительного. Мы отдали большие деньги, и что теперь? Менять плитки директор не хочет, деньги возвращать тоже, что делать?
Строители-гомельчане накрывали крышу мягкой черепицей. Как потом выяснилось, некачественно, потому что во время первого дождя вода просочилась сквозь крышу. Заделать не получилось, пришлось покупать новый кровельный материал, а это очень большие деньги.
В Гомеле на рынке купили женское платье. Дома хорошенько померяли – рассмотрели, что сидит не очень хорошо. Хотели платье вернуть, но хозяйка палатки платье не взяла, указала на объявление, которое висело у нее: «Товар обмену и возврату не подлежит». Что теперь с этим платьем делать?
Таких историй можно услышать много. Каждый из нас хоть раз сталкивался с недобросовестным продавцом или поставщиком тех или иных услуг. Что толкает предпринимателей на некачественное оказание услуги и почему они не заботятся о своей репутации – непонятно. Ведь Речица – город небольшой, сарафанное радио работает лучше всякой рекламы. И если один-два раза с огрехами выполнить работу, это вскоре станет известно всем, а значит, бизнес можно сворачивать.
Но наша статья не о нерадивых предпринимателях, а о пострадавших потребителях. Вернее, об их действиях. Что делать, если тебе оказали некачественную услугу или продали бракованный товар и не собираются мирно улаживать конфликт? К кому обращаться?
А обращаться нужно в районный исполнительный комитет, рассказала нам уполномоченный по защите прав потребителей, главный специалист отдела экономики Наталья Поворотная. На сайте Речицкого райисполкома rechitsa.by в разделе экономика/торговля/защита прав потребителя размещены адрес, телефон (2-31-70), по которому можно получить консультацию, а также информация об общественных объединениях, осуществляющих свою деятельность в области защиты прав потребителей в Гомельской области. Кроме того, добавила Наталья Петровна, консультацию можно получить, направив электронное обращение на адрес [email protected].
– К нам обращается много людей, – рассказала Наталья Поворотная, – вопросов хватает. Мы рассматриваем обращения в соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством, разъясняем правовые нормы в области защиты прав потребителей. В случае подтверждения фактов нарушения законодательства со стороны продавца выдаем предписания и привлекаем его к административной ответственности.
Но только в том случае, если подтверждается нарушение, подчеркнула уполномоченный:
– Не всегда предприниматели бывают виноваты. Некоторые недобросовестные потребители злоупотребляют своими правами с целью получения материальной выгоды («потребительский экстремизм»).
Итак, если у вас возник конфликт при оказании услуги или приобретении товара, сначала нужно прочитать Закон «О защите прав потребителей» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Затем предъявите предпринимателю свои претензии (требования). И если мирно разрешить ситуацию не получается, тогда стоит обратиться к уполномоченному по защите прав потребителей. Как правило, все конфликты решаются в досудебном порядке. Если же продавец отказывается выполнить свои обязательства, тогда можно обращаться в суд.
Светлана Труневская