Введение во храм Пресвятой Богородицы: что нужно знать верующим
Работа в Amigo
Реклама в Речице

Введение во храм Пресвятой Богородицы: что нужно знать верующим

В суб­бо­ту 4 декаб­ря пра­во­слав­ные веру­ю­щие отме­ча­ют Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы – один из две­на­дца­ти важ­ней­ших празд­ни­ков Православной Церкви. События это­го празд­ни­ка напо­ми­на­ют о нача­ле жиз­ни Приснодевы Марии в Иерусалимском храме.

Заместитель пред­се­да­те­ля Синодального инфор­ма­ци­он­но­го отде­ла БПЦ, про­то­и­е­рей Александр Шимбалев рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­ту Sputnik Ольге Деменчук об исто­рии и духов­ном зна­че­нии празд­ни­ка Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы.

Когда и как появился праздник

Священнослужитель рас­ска­зы­ва­ет, что Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы отно­сит­ся к чис­лу бого­ро­дич­ных празд­ни­ков Православной Церкви и явля­ет­ся очень глу­бо­ким по сво­е­му содер­жа­нию, а так­же бого­слов­ско­му значению.

«Этот празд­ник был уста­нов­лен доста­точ­но позд­но, и его собы­тия не упо­ми­на­ют­ся в Евангелиях и кано­ни­че­ских биб­лей­ских кни­гах. Лишь из апо­кри­фи­че­ских книг и сочи­не­ний бого­сло­вов мы можем узнать неко­то­рые дета­ли исто­рии Введения во храм Пресвятой Богородицы и соста­вить после­до­ва­тель­ность всех собы­тий», – пояс­ня­ет Александр Шимбалев.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы появ­ля­ет­ся в цер­ков­ных кален­да­рях и бого­слу­жеб­ной лите­ра­ту­ре в VIII веке. На про­тя­же­нии сто­ле­тий духов­ное зна­че­ние празд­ни­ка все более воз­рас­та­ло, и сего­дня он явля­ет­ся дву­на­де­ся­тым – одним из самых зна­чи­мых и почи­та­е­мых празд­ни­ков Православной Церкви.

По ново­му сти­лю мы отме­ча­ем празд­ник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декаб­ря, даты празд­но­ва­ния у пра­во­слав­ной, като­ли­че­ской и дохал­ки­дон­ских Церквей отлич­ны друг от друга.

О чем повествует праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

События празд­ни­ка Введения во храм Пресвятой Богородицы озна­ча­ют нача­ло Ее жиз­ни в Иерусалимском хра­ме. Еще в момент зача­тия Девы Марии ее роди­те­ли дали обет посвя­тить дол­го­ждан­ное дитя Богу. Известно, что Анна, мать Пресвятой Богородицы гово­ри­ла так: «Если родит­ся сын, то отдам его Богу, и если родит­ся дочь, то она тоже будет посвя­ще­на Богу».

Богородица про­ис­хо­ди­ла из рода Давидова – имен­но в этом роду ожи­да­ли при­ше­ствия Мессии и, конеч­но, осо­бен­но радо­ва­лись бы рож­де­нию маль­чи­ка, одна­ко на свет появи­лась девоч­ка. Но пра­вед­ные Иоаким и Анна чув­ство­ва­ли, что этот ребе­нок особенный.

И вот в трех­лет­нем воз­расте роди­те­ли реши­ли испол­нить свое обе­ща­ние и отда­ли дол­го­ждан­ную дочь в Иерусалимский храм, кото­рый почи­тал­ся оби­та­ли­щем Бога на зем­ле. Сопровождаемая роди­те­ля­ми, род­ствен­ни­ка­ми и дева­ми со све­тиль­ни­ка­ми, трех­лет­няя Дева Мария вошла в храм, где ее тор­же­ствен­но встре­тил и бла­го­сло­вил отец Иоанна Предтечи – пер­во­свя­щен­ник Захария, а так­же пред­рек, что имен­но через Нее Господь явит спа­се­ние миру.

«Для того что­бы под­нять­ся в храм, малень­кой Деве Марии нуж­но было пре­одо­леть пят­на­дцать высо­ких сту­пе­ней, но она с лег­ко­стью взбе­жа­ла по ним – настоль­ко силь­но было ее стрем­ле­ние к духов­ной жиз­ни, к Богу»,

отме­ча­ет священник.

По пре­да­нию, пер­во­свя­щен­ник Захария ввел малень­кую Марию в Святая Святых, куда никто не имел пра­ва вхо­дить, кро­ме него само­го и толь­ко лишь один раз в году. За нару­ше­ние это­го зако­на в те вре­ме­на поби­ва­ли кам­ня­ми. Однако здесь про­изо­шло чудо, кото­ро­му удив­ля­лись все при­сут­ству­ю­щие в хра­ме, но при этом не роп­та­ли и не осуж­да­ли происходящее.

В чем заключается духовное значение праздника

В празд­ни­ке Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы отра­же­но глу­бо­чай­шее стрем­ле­ние Богородицы к Тайне Божьей, к свя­ти­ли­щу, к свя­тыне. Для при­ня­тия чело­ве­че­ско­го тела Господь избрал самый чистый сосуд – и роди­те­ли гото­ви­ли Ее к этому.

Переступив завет­ный порог Иерусалимского хра­ма, юная Дева сама была уго­то­ва­на стать «оду­шев­лен­ным Храмом». До две­на­дца­ти или четыр­на­дца­ти лет (в источ­ни­ках встре­ча­ют­ся раз­ные све­де­ния) Богородица жила в Иерусалимском хра­ме, где посвя­ща­ла вре­мя чте­нию Святого Писания, руко­де­лию и молит­ве. Уже с самых малых лет и потом на про­тя­же­нии всей жиз­ни Богородица пости­га­ла Тайну Божью.

Когда Богородица полу­чи­ла бла­го­ве­стие от Архангела Гавриила о зача­тии Спасителя, то без­ро­пот­но ска­за­ла: «Се раба Господня» или ина­че «Полагаюсь на волю Божью».

«В этом празд­ни­ке мы видим осо­бую глу­би­ну, пото­му что в нем явлен при­мер для каж­до­го из нас, каж­дой семьи – насколь­ко важ­но под­дер­жи­вать в молит­вен­ном состо­я­нии свою душу и сози­дать радост­ные, бого­угод­ные отно­ше­ния в семье меж­ду супру­га­ми, а так­же тща­тель­но отно­сить­ся к вос­пи­та­нию детей.

С самых ран­них лет дети долж­ны вос­пи­ты­вать­ся в бого­по­зна­нии, стрем­ле­нии к при­ня­тию Тайны Божьей и пони­ма­нию того, зачем они при­шли в этот мир. Взрослым и муд­рым роди­те­лям долж­но сози­дать свою семью, гар­мо­ни­зи­ро­вать отно­ше­ния меж­ду все­ми и ста­рать­ся, что­бы ребе­нок уже в малень­ком воз­расте зада­вал­ся вопро­са­ми смыс­ла жиз­ни и того, как про­жить ее достой­но», – обра­ща­ет вни­ма­ние Александр Шимбалев.

Мозаика «Введение во храм Богородицы» в церкви Успения близ Дафни, Греция, около 1100 г.
© Public Domain
Мозаика «Введение во храм Богородицы» в церк­ви Успения близ Дафни, Греция, око­ло 1100 г.

Образ посвя­ще­ния роди­те­ля­ми Приснодевы Марии Богу исполь­зу­ет­ся и по сей день в Таинстве Крещения, когда в алтарь вно­сит­ся каж­дый маль­чик или под­но­сит­ся к нему каж­дая девоч­ка для посвя­ще­ния Богу и с тем, что­бы ребе­нок вос­пи­ты­вал­ся в бла­го­че­стии и стрем­ле­нии к позна­нию Божьих Тайн. Родители и крест­ные долж­ны под­дер­жи­вать эти доб­рые стрем­ле­ния и ста­рать­ся не забы­вать о них, а исполь­зо­вать в жизни.

Как следует встречать праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

В день празд­ни­ка Введения во храм Пресвятой Богородицы как нико­гда ощу­ща­ет­ся важ­ность жиз­ни чело­ве­ка в Таинствах Божьих. Богородица, посвя­щен­ная Богу, при­ни­ма­ет Христа, Дух Святой сошел на Нее, и она зача­ла – через Деву Марию Бог вопло­тил­ся в чело­ве­че­ском теле для того, что­бы прий­ти в этот мир и пре­об­ра­зить его.

Стоит вспом­нить, что еще преж­де и Приснодева Мария, и ее пред­ки гото­ви­лись к при­ня­тию Божества, одна­ко сама Богородица была уже резуль­та­том это­го глу­бо­ко­го духов­но­го дела­ния. В празд­ник Введения во храм Богородица была посвя­ще­на Богу – с это­го момен­та было поло­же­но нача­ло это­го осо­бен­но­го очи­ще­ния и духов­ной подготовки.

Всякий чело­век вво­дит­ся в Церковь через Таинства Крещения – это и есть вве­де­ние чело­ве­ка во храм. Дальше каж­дый чело­век дол­жен духов­но рас­ти и пре­об­ра­жать­ся – для это­го в Церкви уста­нов­ле­ны Таинства Исповеди и Причастия. В Таинстве Исповеди мы каем­ся и очи­ща­ем­ся от тем­ных мыс­лей и дел, кото­рые совер­ши­ли, а в Таинстве Причастия при­ни­ма­ем Тело и Кровь Самого Христа. Эти Святые Дары нас пре­об­ра­жа­ют и ведут к это­му уди­ви­тель­но­му соеди­не­нию с нашим Богом – твор­цом и создателем.

«Без при­ня­тия Христа, без Причастия мы не спо­соб­ны жить пол­но­цен­ной духов­ной жиз­нью, поэто­му так необ­хо­ди­мо в этот празд­нич­ный день прий­ти в храм и при­ча­стить­ся Святых Христовых Тайн», – заклю­ча­ет заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Синодального инфор­ма­ци­он­но­го отде­ла БПЦ.