Вход Господень в Иерусалим — что нужно знать верующим?
Работа в Amigo
Реклама в Речице

Вход Господень в Иерусалим — что нужно знать верующим?

Двунадесятый празд­ник — Вход Господень в Иерусалим (Вербное вос­кре­се­нье) празд­ну­ет пра­во­слав­ная Церковь за неде­лю до Пасхи — 17 апреля.

Заместитель пред­се­да­те­ля Синодального инфор­ма­ци­он­но­го отде­ла БПЦ, про­то­и­е­рей Александр Шимбалев рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­ту Sputnik Ольге Деменчук об исто­рии, сим­во­лах и духов­ном зна­че­нии празд­ни­ка Входа Господня в Иерусалим.

Входа Господень в Иерусалим

Священнослужитель рас­ска­зы­ва­ет, что собы­тие празд­ни­ка Входа Господня в Иерусалим (Вербного вос­кре­се­нья) опи­са­но все­ми еван­ге­ли­ста­ми. Этот тор­же­ствен­ный, кра­си­вый празд­ник опи­ра­ет­ся на про­ро­че­ство Захарии. Именно про­рок Захария пред­ве­ща­ет о явле­нии Мессии на Землю.

«Пророк гово­рит о при­хо­де в мир Спасителя все­го чело­ве­че­ства, гря­ду­ще­го царя, но царя крот­ко­го, сидя­ще­го на осле — и это очень сим­во­лич­но. В даль­ней­шем еван­ге­ли­сты повест­вую нам о том, что перед сво­ей смер­тью на кре­сте Господь решил вой­ти в Иерусалим и для это­го послал сво­их уче­ни­ков за ослом. Но поче­му имен­но на осле? Ведь обыч­но вся­кий царь въез­жал в город тор­же­ствен­но на бое­вой колес­ни­це или коне. Осел — мир­ное живот­ное, кото­рое сим­во­ли­зи­ру­ет, что спа­си­тель несет людям мир, радость и любовь», — пояс­ня­ет Александр Шимбалев.

И вот настал час, и Спаситель въез­жа­ет в Иерусалим, где люди лику­ют и радост­но встре­ча­ют Господа с паль­мо­вы­ми вет­вя­ми в руках — сим­во­лом побе­ды. При этом при­сут­ству­ю­щие бро­са­ют моло­дые побе­ги паль­мы и пости­ла­ют свои одеж­ды под ноги Христу, таким обра­зом пока­зы­вая свое отно­ше­ние к нему как к победителю.

Это слу­ча­ет­ся уже после того, как Господь совер­шил мно­же­ство чудес исце­ле­ния и вос­кре­ше­ния, совер­шен­но осо­бен­ным из кото­рых ста­ло вос­кре­ше­ние Лазаря, кото­рый умер четы­ре дня назад. Тем самым Господь явил свою власть над смер­тью, укреп­ляя веру сво­их уче­ни­ков и после­до­ва­те­лей, что­бы и после его смер­ти они не боя­лись, а про­дол­жа­ли сле­до­вать заве­там Спасителя.

Стоит ска­зать о том, что пред­по­ло­жи­тель­но празд­ник Входа Господня в Иерусалим был уста­нов­лен в Восточной Православной Церкви в IV веке, а в Западной — чуть поз­же — в VIII веке.

В чем заключается духовное значение праздника

Священник отме­ча­ет, что Спаситель при­шел в мир и испол­нил про­ро­че­ства людей, кото­рые жили до него и пред­чув­ство­ва­ли явле­ние Мессии. Своим появ­ле­ни­ем Господь при­нес в мир Закон, пра­ви­ла, по кото­рым сле­ду­ет жить людям.

Однако из Евангельской исто­рии мы узна­ем, что, хотя народ и встре­чал Христа тор­же­ствен­но, но недо­по­ни­мал сути его про­по­ве­ди. Прежде все­го, люди встре­ча­ли его как зем­но­го царя, кото­рый при­не­сет избав­ле­ние от рим­ско­го вла­ды­че­ства, даст неза­ви­си­мость Израилю и про­цве­та­ние его народу.

Даже сре­ди неко­то­рых апо­сто­лов были спо­ры о том, кто будет наи­бо­лее при­бли­жен к Господу и обла­дать боль­шим влиянием.

Евреи тор­же­ствен­но встре­ча­ют Спасителя, ожи­дая, что он про­го­нит рим­лян и чудес­ным обра­зом смо­жет захва­тить власть, но поз­же сами же хва­та­ют его и пре­да­ют на суд Понтию Пилату. Израильский народ разо­ча­ро­ван — царь повер­жен и посрам­лен свет­ской вла­стью. Вся тра­ге­дия про­ис­хо­дя­ще­го в том, что в вос­кре­се­нье евреи кри­чат: «Асанна!» Благословен гря­дый во имя Господне», а в чет­верг: «Распни Его, рас­пни!» Вот это недо­по­ни­ма­ние и измен­чи­вость народ­ной люб­ви и есть самый глав­ный урок.

«Когда мы смот­рим на образ Иисуса, гря­ду­ще­го на мир­ном осле в Иерусалим, то сле­ду­ет пораз­мыс­лить о том, насколь­ко вер­но мы пони­ма­ем уче­ние Христа и испол­ня­ем его в сво­ей жиз­ни. Потому что зача­стую люди хотят от Бога толь­ко удо­вле­тво­ре­ния сво­их при­хо­тей и убеж­де­ний, а когда не полу­ча­ют жела­е­мо­го, то начи­на­ют него­до­вать и отво­ра­чи­вать­ся от Бога.

Но Господь при­шел на Землю не для испол­не­ния при­хо­тей людей, а для обнов­ле­ния чело­ве­че­ской при­ро­ды, спа­се­ния все­го рода чело­ве­че­ско­го, но для это­го непре­мен­но сто­ит пони­мать волю Божию — то, чего хочет и ждет от нас Христос, вести над собой посто­ян­ную духов­ную рабо­ту», — обра­ща­ет вни­ма­ние протоиерей.

Как следует встречать Вербное воскресенье

Надо ска­зать, что сло­жив­ша­я­ся сего­дня тра­ди­ция встре­чать Вербное вос­кре­се­нье, когда все вос­кре­се­нье люди при­хо­дят в храм освя­щать вет­ви вер­бы, не участ­вуя в бого­слу­же­нии, явля­ет­ся опять же след­стви­ем недо­по­ни­ма­ния сути праздника.

«Согласно Церковному Уставу сле­ду­ет посту­пать совсем ина­че — все веру­ю­щие долж­ны прий­ти нака­нуне празд­ни­ка, в суб­бо­ту вече­ром, в храм на все­нощ­ное бде­ние, где свя­щен­ник чита­ет молит­ву и освя­ща­ет вет­ви вер­бы, кото­рые нахо­дят­ся в цен­тре хра­ма. После пома­за­ния свя­щен­но­слу­жи­тель вру­ча­ет каж­до­му при­хо­жа­ни­ну освя­щен­ную веточ­ку — сим­вол Воскресения и побе­ды над смер­тью. Однако прий­ти в храм мож­но и со сво­и­ми веточ­ка­ми вер­бы — во вре­мя служ­бы свя­щен­ник окро­пит их свя­той водой», — заклю­ча­ет заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Синодального инфор­ма­ци­он­но­го отде­ла БПЦ.