Когда покупатель не виноват?
Речицкий РЭС информирует

Когда покупатель не виноват?

Недавно в редак­цию «Т-​и» посту­пил вопрос: «В мага­зине на пол­ках нава­ле­ны пач­ки мака­рон­ных изде­лий. Когда берешь одну, пада­ют дру­гие и рвут­ся. Работники мага­зи­на тре­бу­ют опла­тить рас­сы­пав­ши­е­ся мака­ро­ны. Кто прав?»
Вопросы тако­го рода часто зада­ют­ся поку­па­те­ля­ми, и про­бле­ма каса­ет­ся не толь­ко выше­упо­мя­ну­то­го мага­зи­на, но и мно­гих дру­гих тор­го­вых объ­ек­тов: раз­би­ва­ют­ся бутыл­ки с доро­го­сто­я­щи­ми напит­ка­ми, баноч­ки с дет­ским пита­ни­ем, рас­сы­па­ют­ся кру­пы и дру­гие про­дук­ты. Кто прав в таких ситу­а­ци­ях – про­да­вец или поку­па­тель?
Разбираемся в про­бле­ме с упол­но­мо­чен­ным по защи­те прав потре­би­те­лей глав­ным спе­ци­а­ли­стом отде­ла эко­но­ми­ки Речицкого рай­ис­пол­ко­ма Натальей Поворотной.
– Начну с того, что дей­ству­ю­щи­ми нормативно-​правовыми акта­ми, регла­мен­ти­ру­ю­щи­ми сфе­ру потре­би­тель­ских отно­ше­ний, не опре­де­лен поря­док воз­ме­ще­ния нане­сен­но­го ущер­ба. Поэтому каж­дый кон­крет­ный слу­чай тре­бу­ет отдель­но­го раз­би­ра­тель­ства. В слу­чае непри­зна­ния одной из сто­рон (потре­би­те­лем или про­дав­цом) вины за собой, за реше­ни­ем тако­го рода спо­ров необ­хо­ди­мо обра­щать­ся в суд.
Если, напри­мер, пол был мок­рым или про­сто скольз­ким, то в пор­че иму­ще­ства будет вино­ват про­да­вец, кото­рый нека­че­ствен­но ока­зы­ва­ет услу­ги. Кроме того, суще­ству­ют нор­ма­ти­вы, регу­ли­ру­ю­щие шири­ну про­хо­дов в мага­зине (ТКП 45-3.02-240-2011 (02250) «Здания и поме­ще­ния роз­нич­ных тор­го­вых объ­ек­тов» в пунк­те 6.3.6). Магазин будет вино­ват в том слу­чае, если име­ют место нару­ше­ния в выклад­ке това­ра, или меж­ду стел­ла­жа­ми было слиш­ком мало места, или про­ход был загро­мож­ден тележ­ка­ми (что суще­ствен­но сокра­ща­ет шири­ну меж­ду пол­ка­ми и уве­ли­чи­ва­ет шан­сы задеть товар подо­лом одеж­ды или сум­кой). Все эти фак­ты име­ют зна­че­ние толь­ко тогда, когда они задо­ку­мен­ти­ро­ва­ны и под­твер­жда­ют­ся дока­за­тель­ства­ми.
Где же взять эти дока­за­тель­ства?
– В первую оче­редь нуж­но соста­вить акт (про­то­кол), – сове­ту­ет Наталья Петровна. – На обыч­ном листе бума­ги сле­ду­ет подроб­но опи­сать ситу­а­цию и собрать как мож­но боль­ше под­пи­сей сви­де­те­лей: адми­ни­стра­ции мага­зи­на, сотруд­ни­ков мили­ции (если ее при­шлось вызы­вать), дру­гих оче­вид­цев. На осно­ва­нии подоб­но­го акта при необ­хо­ди­мо­сти мож­но обра­щать­ся в суд. Не поме­ша­ет собрать и дру­гие дока­за­тель­ства: фото мок­ро­го пола, узко­го или загро­мож­ден­но­го про­хо­да, при­го­дит­ся и запись камер
видео­на­блю­де­ния.
Если поку­па­тель не счи­та­ет себя вино­ва­тым, то заста­вить его воз­ме­стить ущерб непо­сред­ствен­но в мага­зине адми­ни­стра­ция не впра­ве, тем более никто не име­ет пра­ва при­ме­нять к поку­па­те­лю угро­зы или дру­гие меры воз­дей­ствия. Покупателю необ­хо­ди­мо веж­ли­во сооб­щить адми­ни­стра­ции, что он не наме­рен пла­тить за товар, в пор­че кото­ро­го не при­зна­ет себя винов­ным, и если адми­ни­стра­ция счи­та­ет необ­хо­ди­мым, то она может предъ­явить дока­за­тель­ства вины поку­па­те­ля и потре­бо­вать воз­ме­ще­ния через суд. Очень часто достиг­нуть ком­про­мис­са уда­ет­ся сра­зу, осо­бен­но если товар недо­ро­го­сто­я­щий. Главное – соблю­дать спо­кой­ствие!

Светлана Труневская

Полезные теле­фо­ны
Уполномоченный по защи­те прав потре­би­те­лей в Речице
пл. Октября, 6, каб. № 2-​5, (802340) 2-​31-​70

Гомельская город­ская орга­ни­за­ция обще­ствен­но­го объ­еди­не­ния «Белорусское обще­ство защи­ты потре­би­те­лей»
пр. Октября, д.2 3, (8029)131-47-86, (80232) 40-​18-​39

Гомельское город­ское обще­ствен­ное объ­еди­не­ние «Защита прав потре­би­те­лей»
ул. Ильича, д.1б, (8029)120-26-91

Белорусское обще­ство защи­ты потре­би­те­лей:
(8017) 262-​96-​08, (8017) 226-​84-​21