Платить штраф или нет – вам решать!
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

Платить штраф или нет – вам решать!

 Информация о дека­де «Гостехосмотр», стар­то­вав­шей 21 мар­та, была опуб­ли­ко­ва­на в про­шлом номе­ре «Т-​и». А как, соб­ствен­но, она про­хо­дит? Чтобы отве­тить на этот вопрос, ваш кор­ре­спон­дент напро­сил­ся в рейд к сотруд­ни­кам Госавтоинспекции.

Среда, 23 мар­та, на часах 14.30. С эки­па­жем ГАИ в соста­ве капи­та­на мили­ции Александра Лехновича и стар­ше­го лей­те­нан­та мили­ции Андрея Утусикова рас­по­ло­жи­лись на ул. Советской напро­тив хим­чист­ки на сто­ян­ке воз­ле зда­ния быв­ше­го клу­ба керамико-​трубного заво­да. В неплот­ном для это­го вре­ме­ни суток пото­ке машин офи­це­ры мили­ции без тру­да опре­де­ля­ют потен­ци­аль­ных нару­ши­те­лей. Первый при­знак – состо­я­ние кузо­ва авто­мо­би­ля, ведь если весь его низ, кры­лья, а то и капот поби­ты ржав­чи­ной, тех­осмотр не прой­дешь. Взмах жез­лом, и вот он – пер­вый нарушитель.
А гово­рят, что «Ауди» не ржа­ве­ют! Пороги, колес­ные арки и ниж­ние кром­ки две­рей оста­нов­лен­ной стар­шим лей­те­нан­том Утусиковым «Ауди Авант» все в желто-​коричневой «чуме». Техосмотр, есте­ствен­но, не пройден.
– Почему? – инте­ре­су­юсь у водителя.
– Машина не моя, я и не знал, что она без тех­осмот­ра. Хозяин сидит в салоне, прав у него нет, вот и попро­сил завез­ти его в поли­кли­ни­ку. У него спро­си­те, поче­му тех­осмотр не прошел.
А смысл спра­ши­вать? Отвечать все рав­но будет води­тель. Капитан мили­ции Лехнович быст­ро «про­би­ва­ет» его дан­ные по базе. В тече­ние года за ана­ло­гич­ное пра­во­на­ру­ше­ние он не при­вле­кал­ся, а зна­чит, обой­дет­ся штра­фом в 210 тысяч рублей.
 Десятидюймовые план­ше­ты, кото­ры­ми осна­ще­ны все эки­па­жи ГАИ, поз­во­ля­ют сотруд­ни­кам Госавтоинспекции с места несе­ния дежур­ства зай­ти в базу дан­ных и узнать о том или ином пра­во­на­ру­ши­те­ле всю необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию, что­бы пра­виль­но опре­де­лить меру его ответ­ствен­но­сти. За вре­мя несе­ния дежур­ства вклю­чать его при­хо­ди­лось не раз.
Автомобиль БМВ 1998 г.в. не про­хо­дил тех­осмотр с 2014 года. Его хозя­ин, моло­дой парень, гово­рит, что не про­хо­дит его по при­чине неис­прав­но­сти руч­но­го тор­мо­за. Всезнающий план­шет инспек­то­ра Лехновича утвер­жда­ет, что за отсут­ствие тех­осмот­ра толь­ко в этом меся­це на води­те­ля уже два­жды состав­ля­лись про­то­ко­лы об адми­ни­стра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии. Раз есть повтор­ность, то мини­маль­ный раз­мер штра­фа теперь будет рав­нять­ся 420 тыся­чам руб­лей. Дешевле на так­си ездить!
Проверка про­дол­жа­ет­ся. Полосатая «палоч­ка» в руках инспек­то­ров ГАИ оста­нав­ли­ва­ет маши­ны одну за дру­гой. Внешний вид у них в поряд­ке, но на лобо­вом стек­ле нет раз­ре­ши­тель­ной наклейки.
– За ее отсут­ствие ника­кой ответ­ствен­но­сти не преду­смот­ре­но, – гово­рит инспек­тор Утусиков, – вот води­те­ли и не кле­ят, но для нас – это лиш­ний повод оста­но­вить и про­ве­рить документы.
А про­ве­ря­ют­ся они в пол­ном объ­е­ме, не огра­ни­чи­ва­ясь лишь нали­чи­ем у води­те­ля сер­ти­фи­ка­та о про­хож­де­нии госте­х­осмот­ра. И не зря. Вот вам пример.
Для про­вер­ки оста­нав­ли­ва­ет­ся «Тойота Авенсис». С тех­осмот­ром здесь все в поряд­ке, но воз­ник­ли вопро­сы по води­тель­ско­му удо­сто­ве­ре­нию. Дело в том, что хозя­ин авто­мо­би­ля – граж­да­нин России, полу­чив­ший вид на житель­ство в Беларуси. По наше­му зако­но­да­тель­ству в тече­ние 3-​х меся­цев после полу­че­ния вида на житель­ство он обя­зан заме­нить рос­сий­ские пра­ва на бело­рус­ские. Вновь вклю­ча­ет­ся план­шет, наби­ра­ют­ся ФИО води­те­ля, год его рож­де­ния – и на экране появ­ля­ет­ся инте­ре­су­ю­щая инспек­то­ра ГАИ инфор­ма­ция. Оказывается, вид на житель­ство граж­да­нин полу­чил в сере­дине нояб­ря про­шло­го года, а это озна­ча­ет, что срок заме­ны води­тель­ско­го удо­сто­ве­ре­ния истек более меся­ца назад. Минимальное нака­за­ние за это – штраф в раз­ме­ре 5-​ти базо­вых вели­чин (1 млн 50 тыс. руб­лей). Водитель при­гла­ша­ет­ся в салон пат­руль­ной маши­ны для состав­ле­ния протокола.
На часах нача­ло чет­вер­то­го. Заметно, что и так ред­кий поток машин прак­ти­че­ски сошел на нет. По Советской едут лишь авто­бу­сы, марш­рут­ки да новые на вид лег­ко­вуш­ки со «све­жи­ми» реги­стра­ци­он­ны­ми номерами.
 – В дей­ствии води­тель­ская соли­дар­ность, – кон­ста­ти­ру­ет уви­ден­ное стар­ший лей­те­нант Утусиков. – Водители фара­ми сиг­на­ли­зи­ру­ют, что впе­ре­ди ГАИ, вот мно­гие и пред­по­чи­та­ют свер­нуть от гре­ха подаль­ше. Мы поэто­му на одном месте боль­ше чем пол­ча­са не стоим.
Немного посо­ве­щав­шись, все же реши­ли остать­ся, про­ве­рить, как обсто­ят дела у «све­жих» машин. Как и сле­до­ва­ло ожи­дать, с тех­осмот­ром у них все в поряд­ке. За рулем таких авто­мо­би­лей ока­за­лось мно­го моло­дых жен­щин. Машинка чисто вымы­тая, с доку­мен­та­ми все в поряд­ке, если в салоне ребе­нок, то обя­за­тель­но в дет­ском крес­ле или бусте­ре – при­ят­но гла­зу. А ведь при­учить води­те­лей к тому, что детей до 12 лет пере­во­зить надо в тако­го рода устрой­ствах тоже уда­лось не сразу.
– Я в ГАИ с 2008 года, мно­гое пови­дал – делит­ся наблю­де­ни­я­ми капи­тан Лехнович. – Наши люди в мас­се сво­ей зако­но­по­слуш­ные. В слу­чае с дет­ски­ми крес­ла­ми быст­ро поня­ли, что допол­ни­тель­ные тра­ты направ­ле­ны на повы­ше­ние без­опас­но­сти их же детей. И про­хож­де­ние тех­осмот­ра тоже ведь направ­ле­но на уси­ле­ние без­опас­но­сти граж­дан, но к нему при­вя­за­ли налог на допуск транс­порт­но­го сред­ства к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии. А это зна­чи­тель­ные сум­мы и не у каж­до­го они сего­дня есть.
Не ока­за­лось их и у води­те­ля древ­не­го VW Golf II. Более того, в сер­ти­фи­ка­те о про­хож­де­нии тех­осмот­ра вооб­ще нет ни одной отмет­ки. И это у маши­ны 1985 года выпус­ка! Получается, она вооб­ще нико­гда тех­осмотр не про­хо­ди­ла. Но и это еще не все: на зад­нем сиде­нье «Гольфа» нахо­дят­ся двое детей, кото­рых дедуш­ка пере­во­зит безо вся­ких допол­ни­тель­ных удер­жи­ва­ю­щих устройств.
– По сово­куп­но­сти нару­ше­ний мини­маль­ный раз­мер штра­фа будет состав­лять 315 тысяч руб­лей. Будете опла­чи­вать на месте? – инте­ре­су­ет­ся инспектор.
– Буду, – пожи­лой муж­чи­на не спо­рит и с обре­чен­ным видом направ­ля­ет­ся к пат­руль­ной машине.
Такая покла­ди­стость быст­ро нашла свое объ­яс­не­ние. В замкну­том про­стран­стве сало­на мили­цей­ской «десят­ки» запах пере­га­ра, пусть даже и лег­кий, не учу­ять было невоз­мож­но. Алкотестер пока­зал 0,5 про­мил­ле, после чего муж­чи­ну повез­ли на медо­сви­де­тель­ство­ва­ние в ЦРБ.
На этом мое уча­стие в дека­де «Гостехосмотр» закон­чи­лось. Можно под­ве­сти неко­то­рые ито­ги. За час с неболь­шим было оста­нов­ле­но 24 авто­мо­би­ля. Различного рода нару­ше­ния выяв­ле­ны у четы­рех води­те­лей. Общая сум­ма штра­фов (с уче­том выпив­ше­го води­те­ля «Гольфа») соста­ви­ла 12 млн 180 тысяч руб­лей. Экономическая эффек­тив­ность рабо­ты все­го одно­го эки­па­жа ГАИ ока­за­лась на высо­те. Но заслу­га в этом в первую оче­редь при­над­ле­жит не офи­це­рам мили­ции, а самим нару­ши­те­лям, кото­рые, пола­га­ясь на авось, так лег­ко рас­ста­лись со сво­и­ми деньгами.

Влад Макаревич