Платить штраф или нет – вам решать!
Информация о декаде «Гостехосмотр», стартовавшей 21 марта, была опубликована в прошлом номере «Т-и». А как, собственно, она проходит? Чтобы ответить на этот вопрос, ваш корреспондент напросился в рейд к сотрудникам Госавтоинспекции.
Среда, 23 марта, на часах 14.30. С экипажем ГАИ в составе капитана милиции Александра Лехновича и старшего лейтенанта милиции Андрея Утусикова расположились на ул. Советской напротив химчистки на стоянке возле здания бывшего клуба керамико-трубного завода. В неплотном для этого времени суток потоке машин офицеры милиции без труда определяют потенциальных нарушителей. Первый признак – состояние кузова автомобиля, ведь если весь его низ, крылья, а то и капот побиты ржавчиной, техосмотр не пройдешь. Взмах жезлом, и вот он – первый нарушитель.
А говорят, что «Ауди» не ржавеют! Пороги, колесные арки и нижние кромки дверей остановленной старшим лейтенантом Утусиковым «Ауди Авант» все в желто-коричневой «чуме». Техосмотр, естественно, не пройден.
– Почему? – интересуюсь у водителя.
– Машина не моя, я и не знал, что она без техосмотра. Хозяин сидит в салоне, прав у него нет, вот и попросил завезти его в поликлинику. У него спросите, почему техосмотр не прошел.
А смысл спрашивать? Отвечать все равно будет водитель. Капитан милиции Лехнович быстро «пробивает» его данные по базе. В течение года за аналогичное правонарушение он не привлекался, а значит, обойдется штрафом в 210 тысяч рублей.
Десятидюймовые планшеты, которыми оснащены все экипажи ГАИ, позволяют сотрудникам Госавтоинспекции с места несения дежурства зайти в базу данных и узнать о том или ином правонарушителе всю необходимую информацию, чтобы правильно определить меру его ответственности. За время несения дежурства включать его приходилось не раз.
Автомобиль БМВ 1998 г.в. не проходил техосмотр с 2014 года. Его хозяин, молодой парень, говорит, что не проходит его по причине неисправности ручного тормоза. Всезнающий планшет инспектора Лехновича утверждает, что за отсутствие техосмотра только в этом месяце на водителя уже дважды составлялись протоколы об административном правонарушении. Раз есть повторность, то минимальный размер штрафа теперь будет равняться 420 тысячам рублей. Дешевле на такси ездить!
Проверка продолжается. Полосатая «палочка» в руках инспекторов ГАИ останавливает машины одну за другой. Внешний вид у них в порядке, но на лобовом стекле нет разрешительной наклейки.
– За ее отсутствие никакой ответственности не предусмотрено, – говорит инспектор Утусиков, – вот водители и не клеят, но для нас – это лишний повод остановить и проверить документы.
А проверяются они в полном объеме, не ограничиваясь лишь наличием у водителя сертификата о прохождении гостехосмотра. И не зря. Вот вам пример.
Для проверки останавливается «Тойота Авенсис». С техосмотром здесь все в порядке, но возникли вопросы по водительскому удостоверению. Дело в том, что хозяин автомобиля – гражданин России, получивший вид на жительство в Беларуси. По нашему законодательству в течение 3-х месяцев после получения вида на жительство он обязан заменить российские права на белорусские. Вновь включается планшет, набираются ФИО водителя, год его рождения – и на экране появляется интересующая инспектора ГАИ информация. Оказывается, вид на жительство гражданин получил в середине ноября прошлого года, а это означает, что срок замены водительского удостоверения истек более месяца назад. Минимальное наказание за это – штраф в размере 5-ти базовых величин (1 млн 50 тыс. рублей). Водитель приглашается в салон патрульной машины для составления протокола.
На часах начало четвертого. Заметно, что и так редкий поток машин практически сошел на нет. По Советской едут лишь автобусы, маршрутки да новые на вид легковушки со «свежими» регистрационными номерами.
– В действии водительская солидарность, – констатирует увиденное старший лейтенант Утусиков. – Водители фарами сигнализируют, что впереди ГАИ, вот многие и предпочитают свернуть от греха подальше. Мы поэтому на одном месте больше чем полчаса не стоим.
Немного посовещавшись, все же решили остаться, проверить, как обстоят дела у «свежих» машин. Как и следовало ожидать, с техосмотром у них все в порядке. За рулем таких автомобилей оказалось много молодых женщин. Машинка чисто вымытая, с документами все в порядке, если в салоне ребенок, то обязательно в детском кресле или бустере – приятно глазу. А ведь приучить водителей к тому, что детей до 12 лет перевозить надо в такого рода устройствах тоже удалось не сразу.
– Я в ГАИ с 2008 года, многое повидал – делится наблюдениями капитан Лехнович. – Наши люди в массе своей законопослушные. В случае с детскими креслами быстро поняли, что дополнительные траты направлены на повышение безопасности их же детей. И прохождение техосмотра тоже ведь направлено на усиление безопасности граждан, но к нему привязали налог на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. А это значительные суммы и не у каждого они сегодня есть.
Не оказалось их и у водителя древнего VW Golf II. Более того, в сертификате о прохождении техосмотра вообще нет ни одной отметки. И это у машины 1985 года выпуска! Получается, она вообще никогда техосмотр не проходила. Но и это еще не все: на заднем сиденье «Гольфа» находятся двое детей, которых дедушка перевозит безо всяких дополнительных удерживающих устройств.
– По совокупности нарушений минимальный размер штрафа будет составлять 315 тысяч рублей. Будете оплачивать на месте? – интересуется инспектор.
– Буду, – пожилой мужчина не спорит и с обреченным видом направляется к патрульной машине.
Такая покладистость быстро нашла свое объяснение. В замкнутом пространстве салона милицейской «десятки» запах перегара, пусть даже и легкий, не учуять было невозможно. Алкотестер показал 0,5 промилле, после чего мужчину повезли на медосвидетельствование в ЦРБ.
На этом мое участие в декаде «Гостехосмотр» закончилось. Можно подвести некоторые итоги. За час с небольшим было остановлено 24 автомобиля. Различного рода нарушения выявлены у четырех водителей. Общая сумма штрафов (с учетом выпившего водителя «Гольфа») составила 12 млн 180 тысяч рублей. Экономическая эффективность работы всего одного экипажа ГАИ оказалась на высоте. Но заслуга в этом в первую очередь принадлежит не офицерам милиции, а самим нарушителям, которые, полагаясь на авось, так легко расстались со своими деньгами.
Влад Макаревич