Памятники у дорог. Убрать нельзя оставить?
Речицкий РЭС информирует

Памятники у дорог. Убрать нельзя оставить?

 На тер­ри­то­рии Гомельской обла­сти в 2015 году зафик­си­ро­ва­но 552 дорожно-​транспортных про­ис­ше­ствия, в кото­рых погиб­ли 103 чело­ве­ка и 561 чело­век полу­чил ране­ния. Согласно ста­ти­сти­ке, основ­ны­ми при­чи­на­ми дорожно-​транспортных про­ис­ше­ствий ста­ли пре­вы­ше­ние ско­ро­сти, вожде­ние в состо­я­нии алко­голь­но­го опья­не­ния, нару­ше­ние про­ез­да пеше­ход­ных пере­хо­дов.
Внезапная гибель близ­ко­го и люби­мо­го чело­ве­ка в авто­мо­биль­ной ава­рии вызы­ва­ет столь­ко эмо­ций, что памятника-​надгробия на клад­би­ще кажет­ся недо­ста­точ­но и тогда на месте тра­ге­дии уста­нав­ли­ва­ет­ся кено­таф (над­гроб­ный памят­ник в месте, кото­рое не содер­жит остан­ков покой­но­го, сим­во­ли­че­ская моги­ла).
– В 2015 году на авто­до­ро­гах, обслу­жи­ва­е­мых ДЭУ-​44, про­изо­шло 20 учет­ных дорожно-​транспортных про­ис­ше­ствий, в кото­рых 8 чело­век погиб­ло (на 12% боль­ше, чем в 2014 г.), – рас­ска­зал началь­ник Дорожно-​эксплуатационного управ­ле­ния № 44 РУП «Гомельавтодор» Игорь Стельмаков. – Заметной осо­бен­но­стью ста­ло уве­ли­че­ние коли­че­ства рас­по­ло­жив­ших­ся вдоль дорог кре­стов, огра­док, стол­бов и дере­вьев, обвя­зан­ных тра­ур­ной лен­той с пласт­мас­со­вы­ми цве­та­ми и вен­ка­ми. Но пыта­ясь заглу­шить лич­ное горе, род­ствен­ни­ки погиб­ших не дума­ют, что будет после, через 10, 20 лет. Со вре­ме­нем боль при­туп­ля­ет­ся, а зна­ки беды, запы­лив­ши­е­ся, обвет­шав­шие, поко­сив­ши­е­ся, оста­ют­ся вдоль дорог. Если каж­дый нач­нет уста­нав­ли­вать памят­ни­ки, то обо­чи­ны пре­вра­тят­ся в клад­би­ща. Учитывая, что за послед­ние 15 лет толь­ко на авто­до­ро­гах, обслу­жи­ва­е­мых ДЭУ-​44 (общая их про­тя­жен­ность состав­ля­ет 330 км), погиб­ло 195 чело­век, ска­зан­ное не кажет­ся пре­уве­ли­че­ни­ем.
Как отме­тил Игорь Семенович, содер­жа­ние авто­мо­биль­наых дорог стро­го регла­мен­ти­ру­ет­ся тех­ни­че­ски­ми нормативно-​правовыми акта­ми:
 – Размещение любо­го объ­ек­та в поло­се отво­да дорог обще­го поль­зо­ва­ния долж­но быть согла­со­ва­но с ее вла­дель­цем – РУП «Гомельавтодор», КПРСУП «Гомельоблдорстрой» (ст. 23 Закона Республики Беларусь «Об авто­мо­биль­ных доро­гах и дорож­ной дея­тель­но­сти»). Установленные памят­ные зна­ки затруд­ня­ют про­ве­де­ние работ по очист­ке дорог от сне­га, ска­ши­ва­нию тра­вы, явля­ют­ся пре­пят­стви­ем при ремон­те и рекон­струк­ции авто­до­рог. Поэтому п. 2.3 Распоряжения Гомельского обл­ис­пол­ко­ма «О сно­се услов­ных захо­ро­не­ний вдоль авто­мо­биль­ных дорог обла­сти» № 273-​р от 03.09.1996 и пунк­том 1.1 при­ка­за Комитета по авто­мо­биль­ным доро­гам «О повы­ше­нии без­опас­но­сти дви­же­ния» № 70 от 22.06.2001 даны ука­за­ния убрать услов­ные захо­ро­не­ния в поло­се отво­да дорог сила­ми дорож­ных орга­ни­за­ций.
– Однако не хочет­ся гру­зить кре­сты и памят­ни­ки в гру­зо­ви­ки и уво­зить их на пло­щад­ки для хра­не­ния метал­ло­ло­ма или стро­и­тель­ных отхо­дов, – доба­вил Игорь Стельмаков. – В то же вре­мя на них нет ни адре­сов, ни теле­фо­нов, что­бы свя­зать­ся с род­ствен­ни­ка­ми погиб­ших. Для того что­бы памят­ни­ков у обо­чин не ста­но­ви­лось боль­ше, дорож­ная служ­ба обра­ща­ет­ся к близ­ким и род­ствен­ни­кам погиб­ших в авто­мо­биль­ных ката­стро­фах не орга­ни­зо­вы­вать услов­ных захо­ро­не­ний в при­до­рож­ной поло­се, а уже суще­ству­ю­щие – демон­ти­ро­вать в крат­чай­шие сро­ки. В ином слу­чае рабо­ты по очист­ке при­до­рож­ной поло­сы от посто­рон­них пред­ме­тов и соору­же­ний, не отно­ся­щих­ся к тех­ни­че­ским сред­ствам орга­ни­за­ции дорож­но­го дви­же­ния, будут выпол­не­ны дорож­ной служ­бой.

А что дума­ют води­те­ли по пово­ду уста­нов­лен­ных вдоль дорог кено­та­фов?

Валерий, води­тель­ский стаж 25 лет:
– К памят­ни­кам вдоль дорог у меня отно­ше­ние индиф­фе­рент­ное. Меня они не отвле­ка­ют, не напря­га­ют, абсо­лют­но не меша­ют управ­лять авто­мо­би­лем. Непонятно, для чего род­ствен­ни­ки погиб­ших уста­нав­ли­ва­ют эти кено­та­фы. Если это закон­но – пусть сто­ят, если нет – пусть уби­ра­ют.

Василий, води­тель­ский стаж 12 лет:
– Всегда, когда я заме­чаю памят­ные зна­ки вдоль дорог, я сни­жаю ско­рость и еду акку­рат­ней. Мое вни­ма­ние они не отвле­ка­ют, напро­тив, боль­ше моби­ли­зу­ют. Я счи­таю, их уби­рать не нуж­но, они высту­па­ют сво­е­го рода пре­ду­пре­жде­ни­ем. Когда дол­го едешь – уста­ешь и пере­ста­ешь обра­щать вни­ма­ние на зна­ки. Эти памят­ни­ки слу­жат напо­ми­на­ни­ем и помо­га­ют скон­цен­три­ро­вать­ся.

Дмитрий, води­тель­ский стаж 3 года:
– Я осо­бо­го вни­ма­ния на эти памят­ни­ки не обра­щаю, мне все рав­но, есть они или нет. Но для меня они слу­жат напо­ми­на­ни­ем того, что дан­ный уча­сток может быть ава­рий­ным. Если таких памят­ни­ков мно­го в одном месте, то, навер­ное, их нуж­но убрать, а оди­ноч­ные мож­но и оста­вить.

Нужно ли ста­вить памят­ные зна­ки вдоль дорог погиб­шим? Об этом мы спро­си­ли насто­я­те­ля хра­ма Рождества Пресвятой Богородицы д. Козье иерея Виктора Зинкевича:
– По-​моему, это луч­шая про­фи­лак­ти­ка ДТП. Каждый такой памят­ник пре­ду­пре­жда­ет води­те­ля о потен­ци­аль­ной тра­ге­дии. Раньше хоро­ни­ли само­убийц за тер­ри­то­ри­ей клад­би­ща, поэто­му и про­цент само­убийств был очень низ­кий. Так и вен­ки ярче дру­гих зна­ков и щитов напо­ми­на­ют об осто­рож­но­сти. Но если близ­кие ста­вят памят­ник и забы­ва­ют о нем, это, конеч­но, непра­виль­но. Да и душе погиб­ше­го нуж­но не внеш­нее про­яв­ле­ние памя­ти о нем – какие-​то дела перед людь­ми, вен­ки, памят­ни­ки, а духов­ное, преж­де все­го молит­ва.
Но если на опре­де­лен­ном участ­ке посто­ян­но про­ис­хо­дят ДТП, тогда име­ет смысл освя­тить это место и уста­но­вить памят­ный крест. Например, на пере­крест­ке дорог в рай­оне дере­вень Горивода и Пересвятое рань­ше регу­ляр­но про­ис­хо­ди­ли транс­порт­ные про­ис­ше­ствия с гибе­лью людей. Мы это место освя­ти­ли, поста­ви­ли крест, за кото­рым посто­ян­но уха­жи­ва­ют. Трагедии пре­кра­ти­лись.

Светлана Труневская