Памятники у дорог. Убрать нельзя оставить?
На территории Гомельской области в 2015 году зафиксировано 552 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 103 человека и 561 человек получил ранения. Согласно статистике, основными причинами дорожно-транспортных происшествий стали превышение скорости, вождение в состоянии алкогольного опьянения, нарушение проезда пешеходных переходов.
Внезапная гибель близкого и любимого человека в автомобильной аварии вызывает столько эмоций, что памятника-надгробия на кладбище кажется недостаточно и тогда на месте трагедии устанавливается кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, символическая могила).
– В 2015 году на автодорогах, обслуживаемых ДЭУ-44, произошло 20 учетных дорожно-транспортных происшествий, в которых 8 человек погибло (на 12% больше, чем в 2014 г.), – рассказал начальник Дорожно-эксплуатационного управления № 44 РУП «Гомельавтодор» Игорь Стельмаков. – Заметной особенностью стало увеличение количества расположившихся вдоль дорог крестов, оградок, столбов и деревьев, обвязанных траурной лентой с пластмассовыми цветами и венками. Но пытаясь заглушить личное горе, родственники погибших не думают, что будет после, через 10, 20 лет. Со временем боль притупляется, а знаки беды, запылившиеся, обветшавшие, покосившиеся, остаются вдоль дорог. Если каждый начнет устанавливать памятники, то обочины превратятся в кладбища. Учитывая, что за последние 15 лет только на автодорогах, обслуживаемых ДЭУ-44 (общая их протяженность составляет 330 км), погибло 195 человек, сказанное не кажется преувеличением.
Как отметил Игорь Семенович, содержание автомобильнаых дорог строго регламентируется техническими нормативно-правовыми актами:
– Размещение любого объекта в полосе отвода дорог общего пользования должно быть согласовано с ее владельцем – РУП «Гомельавтодор», КПРСУП «Гомельоблдорстрой» (ст. 23 Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»). Установленные памятные знаки затрудняют проведение работ по очистке дорог от снега, скашиванию травы, являются препятствием при ремонте и реконструкции автодорог. Поэтому п. 2.3 Распоряжения Гомельского облисполкома «О сносе условных захоронений вдоль автомобильных дорог области» № 273-р от 03.09.1996 и пунктом 1.1 приказа Комитета по автомобильным дорогам «О повышении безопасности движения» № 70 от 22.06.2001 даны указания убрать условные захоронения в полосе отвода дорог силами дорожных организаций.
– Однако не хочется грузить кресты и памятники в грузовики и увозить их на площадки для хранения металлолома или строительных отходов, – добавил Игорь Стельмаков. – В то же время на них нет ни адресов, ни телефонов, чтобы связаться с родственниками погибших. Для того чтобы памятников у обочин не становилось больше, дорожная служба обращается к близким и родственникам погибших в автомобильных катастрофах не организовывать условных захоронений в придорожной полосе, а уже существующие – демонтировать в кратчайшие сроки. В ином случае работы по очистке придорожной полосы от посторонних предметов и сооружений, не относящихся к техническим средствам организации дорожного движения, будут выполнены дорожной службой.
А что думают водители по поводу установленных вдоль дорог кенотафов?
Валерий, водительский стаж 25 лет:
– К памятникам вдоль дорог у меня отношение индифферентное. Меня они не отвлекают, не напрягают, абсолютно не мешают управлять автомобилем. Непонятно, для чего родственники погибших устанавливают эти кенотафы. Если это законно – пусть стоят, если нет – пусть убирают.
Василий, водительский стаж 12 лет:
– Всегда, когда я замечаю памятные знаки вдоль дорог, я снижаю скорость и еду аккуратней. Мое внимание они не отвлекают, напротив, больше мобилизуют. Я считаю, их убирать не нужно, они выступают своего рода предупреждением. Когда долго едешь – устаешь и перестаешь обращать внимание на знаки. Эти памятники служат напоминанием и помогают сконцентрироваться.
Дмитрий, водительский стаж 3 года:
– Я особого внимания на эти памятники не обращаю, мне все равно, есть они или нет. Но для меня они служат напоминанием того, что данный участок может быть аварийным. Если таких памятников много в одном месте, то, наверное, их нужно убрать, а одиночные можно и оставить.
Нужно ли ставить памятные знаки вдоль дорог погибшим? Об этом мы спросили настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Козье иерея Виктора Зинкевича:
– По-моему, это лучшая профилактика ДТП. Каждый такой памятник предупреждает водителя о потенциальной трагедии. Раньше хоронили самоубийц за территорией кладбища, поэтому и процент самоубийств был очень низкий. Так и венки ярче других знаков и щитов напоминают об осторожности. Но если близкие ставят памятник и забывают о нем, это, конечно, неправильно. Да и душе погибшего нужно не внешнее проявление памяти о нем – какие-то дела перед людьми, венки, памятники, а духовное, прежде всего молитва.
Но если на определенном участке постоянно происходят ДТП, тогда имеет смысл освятить это место и установить памятный крест. Например, на перекрестке дорог в районе деревень Горивода и Пересвятое раньше регулярно происходили транспортные происшествия с гибелью людей. Мы это место освятили, поставили крест, за которым постоянно ухаживают. Трагедии прекратились.
Светлана Труневская