Александр Зеленский и его «Машка»
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

Александр Зеленский и его «Машка»

Александр Зеленский и его МашкаПредставитель стар­ше­го поко­ле­ния, гля­дя на этот авто­мо­биль, обя­за­тель­но смах­нет носталь­ги­че­скую сле­зу, вспом­нив что-​нибудь хоро­шее, свя­зан­ное с совет­ски­ми вре­ме­на­ми. Автомобиль семей­ства РАФ или про­сто «РАФик»! Микроавтобусы этой мар­ки пока­за­ли совет­ским людям, что и у нас могут делать маши­ны не про­сто раду­ю­щие глаз, а в кото­рых при­ят­но и ехать, и даже про­сто поси­деть. На фоне сво­е­го мили­та­ри­зо­ван­но­го собра­та УАЗа, про­зван­но­го в наро­де «бухан­кой», «РАФик» смот­рел­ся шикар­ным ино­стран­цем, слу­чай­но зате­сав­шим­ся в ряды совет­ско­го авто­про­ма. Впрочем, неко­то­рая «ино­стран­ность» авто­мо­би­ля объ­яс­ни­ма: про­из­во­ди­ли его на заво­де в Елгаве, а Латвия в то вре­мя была для нас, ограж­ден­ных от осталь­но­го мира «желез­ным зана­ве­сом», немно­жеч­ко заграницей.
Давно рас­пал­ся СССР, Латвия из мни­мой ста­ла насто­я­щей загра­ни­цей, куда без визы и не сунешь­ся, в 1998 году пре­кра­тил свое суще­ство­ва­ние и авто­мо­биль­ный завод в Елгаве, а один из пред­ста­ви­те­лей лат­вий­ско­го авто­про­ма изо дня в день, из года в год все так же коле­сит по речиц­ким ули­цам. Так давай­те позна­ко­мим­ся с авто­мо­би­лем РАФ-​3311 и его води­те­лем, началь­ни­ком цеха № 2 КУП «Речицкий рай­жил­ком­хоз» Александром Зеленским.
– Не такая уж эта маши­на и ста­рая, – слег­ка удив­лен воз­ник­шим инте­ре­сом к авто­мо­би­лю Александр Иванович. – Автомобиль 1993 года выпус­ка, спи­до­метр раз­ме­нял шестой круг, и про­бег на сего­дня состав­ля­ет 530 тысяч км. За ее рулем я вот уже 23 года. Машина в объ­еди­не­ние котель­ных и теп­ло­вых сетей, где я в то вре­мя рабо­тал началь­ни­ком участ­ка, попа­ла, мож­но ска­зать, слу­чай­но. Первоначально она была в УКСе. Буквально через несколь­ко дней экс­плу­а­та­ции выгна­ло мас­ло из короб­ки пере­дач. УКС забрал наш мик­ро­ав­то­бус РАФ, а вза­мен дал этот бор­то­вой РАФик. Загнали его на яму, посмот­ре­ли, а в короб­ке про­сто проб­ку выда­ви­ло. Поставили на место, зали­ли мас­ло, и машин­ка поехала.
Никаких гло­баль­ных про­блем за все эти годы авто­мо­биль не достав­лял. На нем до сих пор род­ные дви­га­тель, короб­ка пере­дач, каби­на, кузов. И даже реги­стра­ци­он­ный номер еще той поры – с бук­ва­ми ГСР.
– Подвеска здесь очень сла­бая, – сету­ет Александр Иванович. – Ведь все дета­ли, кро­ме пру­жин, «вол­гов­ские», а маши­на нема­лень­кая, 2,5 тон­ны весом. Вот и при­хо­дит­ся пере­би­рать ходо­вую мини­мум два раза в год.
Зимой и летом, вес­ной и осе­нью маши­на в рабо­те. В кузов гру­зит­ся обо­ру­до­ва­ние, в сдво­ен­ной кабине сво­бод­но раз­ме­ща­ют­ся чет­ве­ро сле­са­рей, и маши­на ездит по жил­ком­хо­зов­ским объектам.
– «Газель» за эти годы уже бы сда­лась? – инте­ре­су­юсь у Зеленского.
– Я знаю одно, – уве­рен­но отве­ча­ет Александр Иванович, – за каж­дой маши­ной нужен уход, тогда она про­слу­жит дол­гие годы. Машину нуж­но не толь­ко знать, ее надо чув­ство­вать, сдру­жить­ся с нею. Я вот свою лас­ко­во назы­ваю «Машкой», изу­чил вдоль и попе­рек. Сам ведь ремон­та­ми не зани­ма­юсь, но «гос­при­ем­ка» за мной. А что каса­ет­ся «Газели»… Если бы латы­ши при­влек­ли солид­но­го инве­сто­ра, как, к при­ме­ру, «Шкода» кон­церн «Фольксваген», модер­ни­зи­ро­ва­ли бы под­вес­ку, то даже с «вол­гов­ским» движ­ком уве­рен­но смог­ли бы кон­ку­ри­ро­вать с рос­сий­ским микроавтобусом.
Закончив раз­го­вор в каби­не­те началь­ни­ка цеха, пошли к глав­но­му герою репор­та­жа – авто­мо­би­лю РАФ-​3311. Александр Иванович сел за руль. Негромко скрип­ну­ли пру­жи­ны, маши­на чуть присела.
– Хоть под­вес­ка и сла­бо­ва­та, но какая же она мяг­кая, как в лег­ко­вуш­ке, – с удо­вле­тво­ре­ни­ем кон­ста­ти­ру­ет Александр Зеленский.
Поворот клю­ча в зам­ке зажи­га­ния, стар­тер слег­ка натуж­но про­во­ра­чи­ва­ет колен­вал, и вот уже слы­шит­ся под­за­бы­тый за дол­гие годы езды на ино­мар­ках звук рабо­та­ю­ще­го «вол­гов­ско­го» дви­га­те­ля, в кото­ром слы­шит­ся и звон метал­ла в цилин­драх, и лег­кое «тро­е­ние». Еще боль­ше при­пав носом к асфаль­ту, задрав квер­ху пустой кузов, РАФ, выпу­стив облач­ко сизо­го дыма, уве­рен­но стал наби­рать ход. Счастливого пути! Оставайтесь еще надол­го в строю, Александр Иванович Зеленский и его вер­ная подру­га «Машка».

Влад Макаревич