День Петра и Февронии
Речицкий РЭС информирует

День Петра и Февронии

Святых Петра и Февронию Муромских почи­та­ют в наро­де как покро­ви­те­лей семей­но­го оча­га, хра­ни­те­лей супру­же­ской люб­ви. По леген­де, буду­щий муром­ский князь Петр забо­лел про­ка­зой, от кото­рой нигде не мог най­ти изле­че­ния. Однажды он уви­дел сон о том, что помочь ему смо­жет кре­стьян­ка Феврония из Рязанской зем­ли. Когда девуш­ку разыс­ка­ли, она в каче­стве пла­ты за лече­ние потре­бо­ва­ла, что­бы Петр женил­ся на ней. Он дал обе­ща­ние сде­лать это, но, изба­вив­шись от болез­ни, не сдер­жал сло­во. Болезнь воз­об­но­ви­лась, и толь­ко после того как Феврония вновь выле­чи­ла Петра, он, нако­нец, испол­нил обе­щан­ное — и нико­гда об этом не пожа­лел.

Петр насле­до­вал кня­же­ние после сво­е­го бра­та, но муром­ские бояре не хоте­ли видеть сво­ей пра­ви­тель­ни­цей быв­шую кре­стьян­ку и веле­ли моло­до­му кня­зю либо отка­зать­ся от жены, либо поки­нуть город. Тогда Петр и Феврония отплы­ли из Мурома по Оке. В горо­де же нача­лась сму­та: люди тре­бо­ва­ли вер­нуть кня­же­скую пару на пре­стол. Желание наро­да было испол­не­но.

Супруги жили вме­сте дол­го и счаст­ли­во, а под ста­рость лет при­ня­ли мона­ше­ский постриг и ста­ли молить Бога о том, что­бы уме­реть в один день. Так и слу­чи­лось. Петр и Феврония заве­ща­ли похо­ро­нить их в одном гро­бу, но их прось­бу не выпол­ни­ли, сочтя ее непри­стой­ной для людей мона­ше­ско­го зва­ния. Но, несмот­ря на то, что тела мужа и жены поло­жи­ли в раз­ных оби­те­лях, на сле­ду­ю­щий день они ока­за­лись вме­сте.

Церковь кано­ни­зи­ро­ва­ла Петра и Февронию в 1541 году. С тех пор на Руси было при­ня­то молить­ся этой паре свя­тых о бла­го­по­лу­чии в семье и про­сить у них бла­го­сло­ве­ния на сва­дьбу. В какой-​то мере празд­ник Петра и Февронии мож­но счи­тать аль­тер­на­ти­вой като­ли­че­ско­му дню свя­то­го Валентина — с той лишь раз­ни­цей, что на Руси эту дату посвя­ща­ли не всем влюб­лен­ным, а толь­ко лишь состо­я­щим в бра­ке.

С супру­же­ством были свя­за­ны и неко­то­рые при­ме­ты это­го дня. Например, счи­та­лось, что если купец на Петра и Февронию отра­бо­та­ет весь день в лав­ке бок о бок с женой, это при­не­сет его семье доста­ток.

Другие при­ме­ты, более при­зем­лен­ные, каса­лись пого­ды и сено­ко­са, кото­рый начи­нал­ся как раз в это вре­мя. Люди под­ме­ча­ли: если сви­ньи и мыши начи­на­ют есть сено — покос будет худой; об этом же сви­де­тель­ство­ва­ло оби­лие каш­ки на лугах. Наблюдали и за рас­са­дой: если она хоро­шо пьет полив­ку — дни сено­ко­са будут сухи­ми, если же не вби­ра­ет воду — влаж­ны­ми.

С Петра и Февронии жда­ли еще сорок жар­ких дней. «После Ивана не надо жупа­на», — гово­ри­ли по это­му пово­ду кре­стьяне (день Ивана Купалы празд­ну­ет­ся нака­нуне).

Февронию поми­на­ли ино­гда и отдель­но от Петра, назы­вая Русальницей. Существовало пове­рье, что с это­го дня русал­ки начи­на­ют водить хоро­во­ды. Поэтому при купа­нии нуж­но было быть осто­рож­ным, что­бы реч­ная дева не ута­щи­ла на дно.

Источник: calend.ru
© calend.ru