Контроль лишним не бывает
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ

Контроль лишним не бывает

 Недавно, будучи в выход­ной по сво­им делам в Гомеле, бро­сив маши­ну на одной из пар­ко­вок в цен­тре горо­да, решил вос­поль­зо­вать­ся услу­га­ми город­ско­го пас­са­жир­ско­го авто­транс­пор­та. Автобус, кото­рый вез меня на Волотову, ничем не отли­чал­ся от наше­го, речиц­ко­го. За исклю­че­ни­ем одно­го: в салоне не было кон­дук­то­ра, к поруч­ням были при­кру­че­ны под­за­бы­тые компостеры.

Вот те на, а биле­та у меня ведь нет. Где купить? – с этим вопро­сом обра­тил­ся к одно­му из пассажиров.
– У води­те­ля, – после­до­вал ответ.

На бли­жай­шей оста­нов­ке, пока пас­са­жи­ры сно­ва­ли из сало­на и обрат­но, билет был при­об­ре­тен (он, к сло­ву, ока­зал­ся на 500 руб­лей доро­же речиц­ко­го) и про­ком­по­сти­ро­ван. Таким обра­зом из зайца-​безбилетника я пре­вра­тил­ся в зако­но­по­слуш­но­го пас­са­жи­ра. И не зря! На сле­ду­ю­щей оста­нов­ке в салон вошли две жен­щи­ны в жиле­тах сине­го цве­та, пред­ста­ви­лись кон­тро­ле­ра­ми и нача­ли про­ве­рять нали­чие биле­тов и про-​ездных. В резуль­та­те про­вер­ки двое моло­дых людей (по виду – сту­ден­ты) ока­за­лись без­би­лет­ни­ка­ми и под осуж­да­ю­щие взгля­ды граж­дан жен­щи­на­ми в жиле­тах были выве­де­ны из салона.

– Что им теперь будет? – поин­те­ре­со­вал­ся у одной из проверяющих.
– По 105 тысяч штра­фа запла­тят, – после­до­вал ответ.
Что ж, если в Гомеле нет кон­дук­то­ров, то такой кон­троль поня­тен. У нас, в Речице, заяц в салон авто­бу­са не про­ско­чит, ведь в каж­дом авто­бу­се есть кон­дук­тор, кото­рый и оби­ле­чи­ва­ет, и про­езд­ные проверяет.

– А вот и не в каж­дом, – раз­ве­ял мои пред­по­ло­же­ния заме­сти­тель дирек­то­ра АП-​3 Евгений Черношей, – нет кон­дук­то­ров на при­го­род­ных и меж­ду­го­род­ных пере­воз­ках, в город­ских марш­рут­ных так­си, так что кон­троль здесь дол­жен быть. Да и в город­ских авто­бу­сах тех же кон­дук­то­ров ведь тоже надо про­ве­рять, поэто­му рабо­ты и у речиц­ких кон­тро­ле­ров хва­та­ет. Если есть жела­ние, може­те поучаст­во­вать в «охо­те на зай­цев» с нами.

Конечно, поучаст­вую! Организационные вопро­сы по это­му уча­стию заня­ли несколь­ко часов. Оказывается, служ­ба кон­тро­ля выве­де­на из соста­ва АП-​3 еще в 2012 году, сего­дня кон­тро­ле­ры вхо­дят в состав контрольно-​ревизорской служ­бы госу­дар­ствен­но­го пред­при­я­тия «Гомельоблпассажиртранс».

Итак, чет­верг, 7 июля, на часах 17.00, при­бли­жа­ет­ся вре­мя пик. На оста­нов­ке «Ул. Фрунзе» в ком­па­нии двух работ­ни­ков контрольно-​ревизорской служ­бы – стар­ше­го кон­тро­ле­ра Ирины Куц и кон­тро­ле­ра Анны Минченковой – вме­сте с инже­не­ром по орга­ни­за­ции пере­во­зок АП-​3 Екатериной Мило-​хиной захо­дим в салон «пятер­ки». Пассажиров на удив­ле­ние немно­го, биле­ты и про­езд­ные доку­мен­ты есть у всех.
– Выявить сего­дня без­би­лет­но­го пас­са­жи­ра в город­ском авто­бу­се – боль­шая ред­кость, – гово­рит Ирина Куц. – Кондукторы свою рабо­ту зна­ют и справ­ля­ют­ся с ней хоро­шо. К тому же меры ответ­ствен­но­сти за сокры­тие выруч­ки весь­ма жест­кие – штраф в раз­ме­ре 4-​х базо­вых вели­чин. А если кон­дук­тор будет неод­но­крат­но заме­че­на в подоб­но­го рода нару­ше­ни­ях, кон­тракт с ней может быть рас­торг­нут. Сейчас с рабо­той слож­но, люди за свои рабо­чие места держатся.

Из «пятер­ки» выхо­дим воз­ле пар­ка Победы и садим­ся в «жигу­ле­нок», кото­рый сопро­вож­да­ет кон­тро­ле­ров в рей­дах. За раз­го­во­ром вре­мя летит неза­мет­но. За окном город­ские пей­за­жи сме­ня­ют­ся бли­жай­шим при­го­ро­дом. Казазаевка, Жмуровка и, нако­нец, цель нашей поезд­ки – Бронное. Здесь кон­тро­ле­ры реши­ли про­ве­рить пароч­ку при­го­род­ных рей­сов. Первый – «Больница–Горошков».
– Здравствуйте, кон­троль­ная про­вер­ка, про­шу предъ­явить про­езд­ные доку­мен­ты, – обра­ща­ет­ся к пас­са­жи­рам Ирина Куц.

В это вре­мя ее напар­ни­ца Анна Минченкова про­ве­ря­ет у кон­дук­то­ра билетно-​учетный лист, а пред­ста­ви­тель АП-​3 Екатерина Милохина – доку­мен­ты у води­те­ля. На все про все ухо­дит минута-​другая, при­чем вся про­вер­ка про­во­дит­ся во вре­мя дви­же­ния авто­бу­са. И здесь нару­ше­ний нет.

– Скучно как-​то без зай­цев. А не бои­тесь, что вашу служ­бу так и лик­ви­ди­ру­ют за нена­доб­но­стью? – инте­ре­су­юсь у стар­ше­го кон­тро­ле­ра Ирины Куц.
– А вот тогда и зай­цы появят­ся, и кон­дук­то­ры с води­те­ля­ми могут начать выруч­ку при­пря­ты­вать, – отве­ча­ет Ирина Михайловна. – Безбилетников сей­час мож­но най­ти раз­ве что в сало­нах част­ных марш­ру­ток. И то, это будут не зай­цы, а пас­са­жи­ры, запла­тив­шие за про­езд, но не полу­чив­шие у води­те­ля про­езд­ной билет. Некоторые руко­во­ди­те­ли част­ных транс­порт­ных ком­па­ний даже про­сят нас поча­ще про­ве­рять их води­те­лей. Замечено – когда мы про­ве­ря­ем марш­рут­ки, выруч­ка у марш­рут­чи­ков вырастает.

А вот и авто­бус № 236 «Речица–Холмеч». Салон запол­нен про­цен­тов на 30. Здесь нет кон­дук­то­ра, биле­ты пас­са­жи­ры поку­па­ли либо в кас­се авто­стан­ции, либо у водителя.
– На рабо­чем месте води­те­ля уста­нов­лен кас­со­вый аппа­рат, – гово­рит инже­нер АП-​3 Екатерина Милохина. – Сейчас мы сни­мет на нем про­ме­жу­точ­ный отчет, где вид­на и общая сум­ма, и коли­че­ство биле­тов, кото­рое води­тель про­дал, и вре­мя, когда это про­изо­шло. Нам оста­ет­ся лишь сопо­ста­вить дан­ные отче­та с биле­та­ми, кото­рые на руках у пассажиров.

И вновь они (биле­ты) ока­за­лись у всех. Лишь одна дама, то ли забыв, куда поло­жи­ла про­езд­ной доку­мент, то ли рас­те­ряв­шись от гроз­но­го вида муж­чи­ны с фото­ап­па­ра­том в руках (ваше­го покор­но­го слу­ги), дол­го рылась в бес­чис­лен­ных кар­маш­ках сво­ей сумоч­ки, но все же нашла биле­тик и с доволь­ным видом про­тя­ну­ла его проверяющим.

В этот день груп­па во гла­ве со стар­шим кон­тро­ле­ром Ириной Куц про­ве­ри­ла 33 пас­са­жир­ских транс­порт­ных сред­ства. Это были и город­ские рей­со­вые авто­бу­сы, и при­го­род­ные, и марш­рут­ки, как из АП-​3, так и част­ные. Нарушений нигде зафик­си­ро­ва­но не было. Так, может, их вооб­ще в нашем горо­де нет?

– К сожа­ле­нию, есть – отве­тил заме­сти­тель дирек­то­ра ГП «Гомельоблпассажиртранс» Александр Андрианов. – За пер­вое полу­го­дие теку­ще­го года речиц­кой контрольно-​ревизорской груп­пой про­из­ве­де­но 13037 про­ве­рок, выяв­ле­но 125 нару­ше­ний, в том чис­ле 80 финан­со­вых, к адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти при­вле­че­но 64 пас­са­жи­ра и 7 работ­ни­ков авто­транс­пор­та, общая сум­ма штра­фов, нало­жен­ных на винов­ных лиц, соста­ви­ла 13,8 млн рублей.

– А еще, – доба­вил Александр Иванович, – в бли­жай­шее вре­мя в поряд­ке экс­пе­ри­мен­та пла­ни­ру­ет­ся обес­пе­чить работ­ни­ков КРС пер­со­наль­ны­ми носи­мы­ми устрой­ства­ми реги­стра­ции инфор­ма­ции «Дозор-​77», кото­рые уже при­ме­ня­ют­ся наши­ми кол­ле­га­ми в г. Минске для кон­тро­ля за испол­не­ни­ем долж­ност­ных обя­зан­но­стей непо­сред­ствен­но кон­тро­ле­ра­ми пас­са­жир­ско­го транс­пор­та, а так­же явля­ют­ся хоро­шим про­фи­лак­ти­че­ским сред­ством от созда­ния кон­фликт­ных ситу­а­ций при про­ве­де­нии про­ве­рок со сто­ро­ны без­би­лет­ных пас­са­жи­ров и отдель­ных нару­ша­ю­щих Правила авто­мо­биль­ных пере­во­зок пас­са­жи­ров, пред­ста­ви­те­лей пере­воз­чи­ков, обслу­жи­ва­ю­щих авто­бус­ные марш­ру­ты в регу­ляр­ном сообщении.

Влад Макаревич