Кузьма и Демьян, Летние Кузьминки
Речицкий РЭС информирует

Кузьма и Демьян, Летние Кузьминки

В этот день Православная цер­ковь чтит память двух бес­среб­ре­ни­ков — бра­тьев Космы и Дамиана, кото­рые жили в Риме при царе Карине. Будучи искус­ны­ми вра­ча­ми, бра­тья исце­ля­ли боль­ных людей и скот, не тре­буя воз­на­граж­де­ния за свои тру­ды, помо­га­ли нуж­да­ю­щим­ся и сво­и­ми поступ­ка­ми обра­ти­ли мно­гих в хри­сти­ан­скую веру. За свои дела Косма и Дамиан полу­чи­ли про­зви­ще «без­мезд­ные (то есть бес­ко­рыст­ные) вра­чи». Однако нашлись недоб­ро­же­ла­те­ли, кото­рые окле­ве­та­ли бра­тьев; бес­среб­ре­ни­ки были без­жа­лост­но уби­ты.

На Руси в этот день в самом раз­га­ре был сено­кос. По это­му пово­ду гово­ри­ли: «Кузьма-​Демьян ни свет ни заря вста­ют, баб на покос ведут»; «Козьма и Демьян при­шли — мы на покос пошли». В тру­дах про­во­ди­ли свои дни и ого­род­ни­ки: нуж­но было полоть гря­ды и начи­нать соби­рать пер­вые кор­не­пло­ды, в том чис­ле для про­да­жи. «Огород — бабий доход», — при­го­ва­ри­ва­ли кре­стьяне.

На Кузьму (Косьму) и Демьяна (Дамиана) так­же соби­ра­ли яго­ды — мали­ну и кры­жов­ник, из кото­рых вари­ли варе­нье, дела­ли ком­по­ты. Кстати, мали­но­вое варе­нье, сва­рен­ное в этот день, полу­ча­ет­ся осо­бен­но вкус­ным. Крыжовник исполь­зо­ва­ли и при при­го­тов­ле­нии вто­рых блюд: с ним, напри­мер, туши­ли цып­лят.

Несмотря на жар­кую стра­ду, жен­щи­ны в этот день успе­ва­ли не толь­ко пора­бо­тать, но и отме­тить свой празд­ник — Летние Кузьминки. Бабы и дев­ки соби­ра­лись на пиры, вари­ли кашу-​сыпчину или сбор­ную кашу (в котел попа­да­ло все, что каж­дый при­нес: кто кру­пу, кто муку, кто моло­ко, кто яйца), пили пиво. Застолье сопро­вож­да­лось пес­ня­ми, обме­ном полез­ны­ми сове­та­ми и заду­шев­ны­ми раз­го­во­ра­ми.

Источник: calend.ru
© calend.ru