Цена таинства
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ

Цена таинства

 Почему у нас во всех церк­вях уста­нов­ле­ны тари­фы на услу­ги, такие как, напри­мер, отпе­ва­ние, кре­ще­ние, вен­ча­ние и т.д. Кто уста­нав­ли­ва­ет эти тари­фы и долж­ны ли они быть уста­нов­ле­ны? А если у чело­ве­ка нет денег? Как быть?
Такой акту­аль­ный для мно­гих при­хо­жан вопрос задал наш чита­тель. Мы поин­те­ре­со­ва­лись, сколь­ко сто­ят сей­час неко­то­рые таин­ства в речиц­ких церк­вях. Оказывается, услу­ги неде­ше­вые. Например, в Свято-​Успенском собо­ре за вен­ча­ние нуж­но отдать 100 руб­лей (1 000 000 неде­но­ми­ни­ро­ван­ны­ми день­га­ми), за кре­ще­ние и отпе­ва­ние – 40 руб­лей (400 000), такие же цены и в Свято-​Покровской церк­ви. Правда, в неко­то­рых церк­вях Речицкого рай­о­на тари­фы не уста­нов­ле­ны – люди дают, сколь­ко могут. На тему цен в церк­ви мы побе­се­до­ва­ли с кли­ри­ком собо­ра Успения пре­свя­той Богородицы про­то­и­е­ре­ем Романом Пешко.
– Отец Роман, кто фор­ми­ру­ет цены на цер­ков­ные услуги?
– Начнем с того, что Церковь не ока­зы­ва­ет нико­му ника­ких услуг. В Церкви суще­ству­ют Таинства, уста­нов­лен­ные самим Господом Иисусом Христом через сво­их апо­сто­лов. Таинства – это види­мые зна­ки, посред­ством кото­рых неви­ди­мо нис­хо­дит на чело­ве­ка бла­го­дать Святого Духа – спа­са­ю­щая сила Божия. Если чело­век при­хо­дит в Церковь за услу­га­ми, а не для Таинств, то, ско­рее все­го, чело­век ошиб­ся две­рью. Это не какой-​то маги­че­ский риту­ал, посред­ством кото­ро­го чело­век ожи­да­ет каких-​либо для себя благ. Обращаясь к свя­щен­ни­ку для совер­ше­ния какого-​либо Таинства или бого­слу­же­ния, чело­век сам дол­жен верить, что через совер­ше­ние этих види­мых зна­ков снис­хо­дит бла­го­дать Божия как для само­го чело­ве­ка, так и для его ближ­них, в том чис­ле и усопших.
– Но тем не менее эти види­мые зна­ки при­хо­дит­ся опла­чи­вать. А если у чело­ве­ка нет средств платить?
– В таком слу­чае в совер­ше­нии Таинства ему не отка­жет не один свя­щен­ник. Человек впра­ве при­не­сти пожерт­во­ва­ние в том объ­е­ме, кото­рый он может себе поз­во­лить. Другой вопрос, если чело­ве­ку про­сто жал­ко средств на пожерт­во­ва­ние. В этом слу­чае чело­век будет с ложью при­сту­пать к совер­ше­нию Таинства или бого­слу­же­ния, что более навре­дит его духов­но­му состоянию.
– В цер­ков­ных лав­ках про­да­ют­ся све­чи, кни­ги, дру­гие това­ры. Их нель­зя при­об­ре­сти за пожертвования?
– Свечи, кни­ги, ико­ны и про­чая цер­ков­ная утварь – все это име­ет свою мате­ри­аль­ную цену и сто­ить «сколь­ко не жал­ко» не может по объ­ек­тив­ным при­чи­нам. Если при про­да­же на них выстав­ля­ет­ся цен­ник, то это лишь сви­де­тель­ство вклю­чен­но­сти хра­ма в общие для обще­ства эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния. Свечи, в отли­чие от Таинств, не явля­ют­ся (вопре­ки тому, что дума­ет об этом боль­шин­ство людей) необ­хо­ди­мой при­над­леж­но­стью хри­сти­ан­ской рели­гии, сле­до­ва­тель­но, у кого нет воз­мож­но­сти купить даже самую малень­кую и деше­вую све­чу, тот ниче­го не теря­ет; а если он вос­пол­нит невоз­мож­ность «поста­вить свеч­ку» искрен­ней сер­деч­ной молит­вой, то даже и при­об­ре­та­ет. Церковная же лите­ра­ту­ра, а так­же юве­лир­ные изде­лия, ико­ны и про­чие про­да­ва­е­мые у нас това­ры, есть имен­но пред­мет тор­гов­ли, ибо в хра­ме слу­жат не бес­плот­ные анге­лы, а живые люди, да, как пра­ви­ло, име­ю­щие боль­шие семьи, и им тоже нуж­но что-​то кушать, где-​то жить и т.д. Содержание хра­ма в нынеш­ние вре­ме­на обхо­дит­ся очень доро­го (пла­та за свет, воду, газ, посто­ян­ные затра­ты на стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы для теку­ще­го ремон­та и мно­гое дру­гое) – чему и слу­жит доход, полу­ча­е­мый от цер­ков­ной лав­ки. Исходя из этих затрат, во мно­гих епар­хи­ях уста­нов­ле­ны опре­де­лен­ные раз­ме­ры пожерт­во­ва­ний для совер­ше­ния Таинств.
– Иногда при­хо­дит­ся слы­шать наре­ка­ния на пыш­но укра­шен­ные церк­ви, ведь это тре­бу­ет нема­лых затрат.
– Пышность и бла­го­ле­пие хра­ма не про­сто так суще­ству­ют, они сим­во­ли­зи­ру­ет духов­ную кра­со­ту Царства Небесного. Украшение хра­мов все­гда счи­та­лось делом бла­го­че­сти­вым, и боль­шин­ство хра­мов стро­и­лось и укра­ша­лось на народ­ные, пожерт­во­ван­ные деньги.
В насто­я­щее вре­мя, конеч­но, при­сут­ству­ет нрав­ствен­ный момент, свя­зан­ный с состо­я­ни­ем совре­мен­но­го обще­ства. Человек в первую оче­редь видит внеш­ние состав­ля­ю­щие, бла­го­ле­пие хра­мов, внеш­нее бла­го­со­сто­я­ние свя­щен­ства, но при этом никто почему-​то не хочет видеть ту посто­ян­ную, не разо­вую, кро­пот­ли­вую и мало­за­мет­ную цер­ков­ную рабо­ту – обра­зо­ва­тель­ную, моло­деж­ную, соци­аль­ную и то, когда свя­щен­но­слу­жи­те­ли отда­ют свои силы на небла­го­дар­ную, не при­но­ся­щую мате­ри­аль­ной отда­чи, пас­тыр­скую дея­тель­ность. В Церкви не при­ня­то выстав­лять свое слу­же­ние на показ. А кто жела­ет уви­деть слу­же­ние Церкви изнут­ри, тот про­сто дол­жен стать актив­ным при­хо­жа­ни­ном какого-​либо хра­ма, тогда не будут воз­ни­кать подоб­ные вопро­сы, несо­из­ме­ри­мые с его пони­ма­ни­ем о цер­ков­ной жизни.