На чте­ние: 0.1 mintue

Зажинки (Зажынкі) — один из древ­ней­ших зем­ле­дель­че­ских празд­ни­ков. По одним источ­ни­кам он празд­но­вал­ся 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп лет­ний — жней и жат­вен­ник, жат­ву начи­на­ет». По дру­гим — 29 июля в день памя­ти свя­щен­но­му­че­ни­ка Афиногена, епи­ско­па Пидахвийского.

В наро­де счи­та­ли, что на Афиногена (Финогена) пташ­ки заду­мы­ва­ют­ся (замол­ка­ют). Лето пере­шаг­ну­ло зной­ный воз­раст. «Если этот день с теп­лом да со све­том — убе­решь­ся заго­дя со жни­твом, а коли будет дожд­ли­вым — хлеб в сно­пе про­рас­тет» (пого­да будет сырой). Примерно с это­го пери­о­да по народ­ным при­ме­там закан­чи­ва­ют­ся жар­кие дни, ночи ста­но­вят­ся холоднее.

Традиционно, нача­ло и конец убор­ки уро­жая тор­же­ствен­но отме­ча­лись и сель­ской общи­ной, и в каж­дой семье. Считалось, что каков будет зажин, тако­вы и Зажинки.

Жатва под­во­ди­ла итог все­му мно­го­днев­но­му тру­ду кре­стья­ни­на. К нача­лу жат­вы гото­ви­лись как к боль­шо­му празд­ни­ку. Хозяйка мыла дом, хозя­ин уби­рал двор, гум­но. Стол засти­ла­ли белой ска­тер­тью. Перед нача­лом жат­вы каж­дая хозяй­ка или хозя­ин ходи­ли осмат­ри­вать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. В неко­то­рых местах про­во­ди­ли обряд «пакры­ва­ния поля».

На Зажинки отправ­ля­лись или утром до вос­хо­да солн­ца, или в сумер­ках. Самую первую сжа­тую жме­ню коло­сьев жнея кла­ла не в сноп, а отдель­но на поле вме­сте с хле­бом и сыром.

Потом начи­на­ли жать пер­вый сноп — «гас­па­да­рок». Он счи­тал­ся име­нин­ным. Обычно его зажи­на­ла стар­шая в семье жен­щи­на. Его укра­ша­ли цве­та­ми, нес­ли в дом с пес­ня­ми и ста­ви­ли в крас­ный угол под ико­ны. С него же начи­на­ют осе­нью молоть­бу, а соло­мой кор­ми­ли боль­ную ско­ти­ну. Зерна пер­во­го сно­па счи­та­лись целеб­ны­ми для людей и птиц.

Вечером каж­дая семья устра­и­ва­ла празд­нич­ный ужин, на кото­ром обя­за­тель­но была еда, при­не­сен­ная с поля. Пели спе­ци­аль­ные песни.

Источник: calend.ru
© calend.ru

Televid
Author: Televid