На чте­ние: 0.4 mintue
Василий ПинчукЕжегодно в мире в резуль­та­те дорожно-​транспортных про­ис­ше­ствий гиб­нет более 1 мил­ли­о­на чело­век, око­ло 50 мил­ли­о­нов при­об­ре­та­ет серьез­ные про­бле­мы с состо­я­ни­ем здо­ро­вья. В Речицком рай­оне в 36-​ти ДТП, про­изо­шед­ших с нача­ла года, погиб­ли 7 чело­век, 35 полу­чи­ли трав­мы. О при­чи­нах и спо­со­бах предот­вра­ще­ния ДТП мы бесе­ду­ем с началь­ни­ком отде­ла ГАИ Речицкого РОВД май­о­ром мили­ции Василием Пинчуком.

Ежегодно в мире в резуль­та­те дорожно-​транспортных про­ис­ше­ствий гиб­нет более 1 мил­ли­о­на чело­век, око­ло 50 мил­ли­о­нов при­об­ре­та­ет серьез­ные про­бле­мы с состо­я­ни­ем здо­ро­вья. В Речицком рай­оне в 36-​ти ДТП, про­изо­шед­ших с нача­ла года, погиб­ли 7 чело­век, 35 полу­чи­ли трав­мы. О при­чи­нах и спо­со­бах предот­вра­ще­ния ДТП мы бесе­ду­ем с началь­ни­ком отде­ла ГАИ Речицкого РОВД май­о­ром мили­ции Василием Пинчуком.
– Василий Александрович, кто чаще созда­ет ава­рий­ную ситу­а­цию на доро­ге – води­тель или пешеход?
– Чаще все­го винов­ни­ком ДТП явля­ет­ся води­тель. Однако неред­ко ава­рии про­ис­хо­дят и из-​за нару­ше­ния пра­вил дорож­но­го дви­же­ния пеше­хо­да­ми. Вообще, пеше­хо­ды и води­те­ли пред­став­ля­ют собой два как бы про­ти­во­бор­ству­ю­щих клас­са участ­ни­ков дорож­но­го дви­же­ния – пеше­хо­ды при­сталь­но сле­дят за води­те­ля­ми, кото­рые не про­пус­ка­ют их на пере­хо­дах, а води­те­ли руга­ют пеше­хо­дов, кото­рые выхо­дят на доро­гу в самых неожи­дан­ных местах. В осенне-​зимний пери­од тра­ди­ци­он­но уве­ли­чи­ва­ет­ся коли­че­ство ДТП с уча­сти­ем пеше­хо­дов, вело­си­пе­ди­стов и воз­чи­ков гуже­во­го транс­пор­та. 70% таких ДТП совер­ша­ет­ся в тем­ное вре­мя суток. За 9 меся­цев теку­ще­го года на тер­ри­то­рии Речицкого рай­о­на с уча­сти­ем дан­ной кате­го­рии участ­ни­ков дорож­но­го дви­же­ния было заре­ги­стри­ро­ва­но 17 дорожно-​транспортных про­ис­ше­ствий, в кото­рых 4 чело­ве­ка погиб­ли и 18 полу­чи­ли ране­ния раз­лич­ной сте­пе­ни тяже­сти. Напомню, что на тер­ри­то­рии Речицкого рай­о­на с 25 сен­тяб­ря по 31 декаб­ря про­во­дят­ся меро­при­я­тия по при­ня­тию допол­ни­тель­ных мер по пре­ду­пре­жде­нию ава­рий­но­сти с уча­сти­ем пеше­хо­дов, вело­си­пе­ди­стов и води­те­лей гуже­во­го транспорта.
– Можно ли назвать при­чи­ны ДТП, кото­рые про­во­ци­ру­ют пешеходы?
– Да. Большинство ДТП с уча­сти­ем пеше­хо­дов про­ис­хо­дит по двум основ­ным при­чи­нам: тем­ное вре­мя суток и нетрез­вое состо­я­ние пеше­хо­дов. Водитель не все­гда может заме­тить на доро­ге пеше­хо­да в тем­ной одеж­де, осо­бен­но осе­нью или зимой, когда рано тем­не­ет и еще нет снеж­но­го покро­ва, и не успе­ва­ет вовре­мя сре­а­ги­ро­вать. Что каса­ет­ся пеше­хо­дов, то им не все­гда понят­но, что води­те­лям слож­нее оце­ни­вать дорож­ную ситу­а­цию в тем­ное вре­мя суток, и они пыта­ют­ся пере­хо­дить доро­гу точ­но так же, как дела­ют это и днем.
– Но ведь мно­гие пеше­хо­ды обо­зна­ча­ют себя све­то­воз­вра­ща­ю­щи­ми эле­мен­та­ми, что­бы их заме­ти­ли издалека.
– К сожа­ле­нию, несмот­ря на агитационно-​профилактическую рабо­ту, про­во­ди­мую сотруд­ни­ка­ми Госавтоинспекции по исполь­зо­ва­нию участ­ни­ка­ми дорож­но­го дви­же­ния све­то­от­ра­жа­ю­щих эле­мен­тов, граж­дане пре­не­бре­га­ют дан­ной мерой без­опас­но­сти, счи­тая её не столь важ­ной. Хотя в соот­вет­ствии с п. 17.1 ПДД при дви­же­нии по краю про­ез­жей части в тем­ное вре­мя суток пеше­ход дол­жен обо­зна­чить себя све­то­воз­вра­ща­ю­щим эле­мен­том. Многие пеше­хо­ды име­ют с собой фли­кер, но часто он укреп­лен так, что води­тель его не заме­ча­ет, или вооб­ще лежит в сум­ке или кар­мане. Хочу отме­тить, что в Кодексе Республики Беларусь об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях преду­смот­ре­но нало­же­ние штра­фа в раз­ме­ре от 1 до 3 базо­вых вели­чин за неис­поль­зо­ва­ние све­то­воз­вра­ща­ю­щих эле­мен­тов. Если нару­ши­тель вдо­ба­вок ещё и в состо­я­нии опья­не­ния, то сум­ма штра­фа уве­ли­чи­ва­ет­ся от 3 до 5 базо­вых вели­чин. Пешеход, кото­рый нару­шил пра­ви­ла и тем самым создал ава­рий­ную обста­нов­ку, нака­зы­ва­ет­ся штра­фом до вось­ми базо­вых вели­чин. Кстати, с 6 по 19 октяб­ря в Беларуси про­хо­дит рес­пуб­ли­кан­ская про­фи­лак­ти­че­ская акция «Стань замет­ней в тем­но­те!», направ­лен­ная на попу­ля­ри­за­цию исполь­зо­ва­ния пеше­хо­да­ми, вело­си­пе­ди­ста­ми и воз­чи­ка­ми гуже­во­го транс­пор­та све­то­воз­вра­ща­ю­щих эле­мен­тов и жиле­тов повы­шен­ной видимости.
– Почему пеше­хо­ды нару­ша­ют правила?
– Тому несколь­ко при­чин. Спешка – когда пеше­хо­ды пыта­ют­ся перей­ти доро­гу по крат­чай­ше­му пути или пыта­ют­ся догнать авто­бус. В рай­оне оста­но­вок обще­ствен­но­го транс­пор­та часто про­ис­хо­дят наез­ды на пеше­хо­дов. Незнание пра­вил – дети выбе­га­ют на доро­гу в про­цес­се игры, пен­си­о­не­ры убеж­де­ны, что авто­мо­биль дол­жен их про­пу­стить. Наушники или мобиль­ный теле­фон – когда пеше­ход отвле­ка­ет­ся от дорож­ной обста­нов­ки, слу­шая музы­ку или обща­ясь по теле­фо­ну, и забы­ва­ет смот­реть по сто­ро­нам, пере­се­кая про­ез­жую часть, или про­сто не заме­ча­ет, как про­хо­дит на крас­ный свет све­то­фо­ра. Часто пеше­ход пере­хо­дит про­ез­жую часть вне пеше­ход­но­го пере­хо­да или выхо­дит из-​за пре­пят­ствий, огра­ни­чи­ва­ю­щих обзор­ность, не убе­див­шись в отсут­ствии при­бли­жа­ю­щих­ся машин. Это тоже про­во­ци­ру­ет ДТП. Хочу отме­тить, что и на пеше­ход­ных пере­хо­дах не сто­ит выхо­дить из-​за при­пар­ко­ван­ных авто­мо­би­лей, не убе­див­шись в соб­ствен­ной без­опас­но­сти. В слу­чае ДТП на пере­хо­де вино­ва­тым, ско­рее все­го, ока­жет­ся води­тель, одна­ко рис­ко­вать соб­ствен­ной жиз­нью я не советую.
– Одна из основ­ных при­чин ДТП – нару­ше­ние води­те­ля­ми пра­вил про­ез­да пеше­ход­но­го пере­хо­да. Из-​за чего про­ис­хо­дит наезд на пешеходов?
– Чаще все­го наезд про­ис­хо­дит из-​за того, что води­тель либо вовре­мя не заме­тил пеше­хо­да на пере­хо­де, либо вооб­ще не заме­тил пеше­ход­ный пере­ход. Хотя соглас­но п. 116 ПДД при подъ­ез­де к нере­гу­ли­ру­е­мо­му пеше­ход­но­му пере­хо­ду води­тель дол­жен сни­зить ско­рость вплоть до оста­нов­ки транс­порт­но­го сред­ства, что­бы усту­пить доро­гу пеше­хо­ду. Иногда быва­ет, что на пеше­хо­да наез­жа­ют при пово­ро­те на пере­крест­ке, тем самым нару­шая пункт 100 ПДД. В этом слу­чае неред­ко пеше­хо­да труд­но вовре­мя заме­тить из-​за при­пар­ко­ван­ных авто­мо­би­лей или дру­гих пре­пят­ствий. Часто про­ис­хо­дит наезд на пеше­хо­да вне пеше­ход­но­го пере­хо­да при дви­же­нии с пре­вы­ше­ни­ем ско­ро­сти или с нару­ше­ни­ем дру­го­го пунк­та правил.
– На что сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние води­те­лю для предот­вра­ще­ния наезда?
– Остановки обще­ствен­но­го транс­пор­та – в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от них пеше­хо­ды любят неожи­дан­но появ­лять­ся на доро­ге. Притормаживающие на доро­ге авто­мо­би­ли – води­те­ли часто про­пус­ка­ют пеше­хо­дов даже вне пеше­ход­ных пере­хо­дов, и если это­го вовре­мя не заме­тить, мож­но попасть в непри­ят­ное ДТП. Припаркованные авто­мо­би­ли, осо­бен­но в цен­траль­ной части горо­да или в рай­оне рын­ка, – быва­ют ситу­а­ции, когда из-​за непра­виль­но при­пар­ко­ван­ных машин дви­же­ние на доро­ге силь­но затруд­не­но, что, одна­ко, не оста­нав­ли­ва­ет пеше­хо­дов от неожи­дан­но­го выхо­да на про­ез­жую часть. Пешеходы, пере­хо­дя­щие про­ез­жую часть в тем­ное вре­мя суток и не име­ю­щие све­то­от­ра­жа­ю­щих пред­ме­тов – даже на пеше­ход­ном пере­хо­де чело­ве­ка, оде­то­го в тем­ную одеж­ду, не все­гда мож­но заме­тить вовре­мя. Это сле­ду­ет пом­нить при дви­же­нии ночью в насе­лен­ных пунктах.
– Кроме авто­во­ди­те­лей и пеше­хо­дов в дорож­ном дви­же­нии участ­ву­ют еще и вело­си­пе­ди­сты. Какие пра­ви­ла они долж­ны соблюдать?
– Во-​первых, соглас­но п. 148 ПДД дви­же­ние на вело­си­пе­де долж­но осу­ществ­лять­ся по вело­си­пед­ной дорож­ке, а при ее отсут­ствии – по обо­чине, тро­туа­ру или пеше­ход­ной дорож­ке. При отсут­ствии ука­зан­ных эле­мен­тов доро­ги или невоз­мож­но­сти дви­же­ния по ним допус­ка­ет­ся дви­же­ние вело­си­пе­ди­стов по про­ез­жей части доро­ги. Во-​вторых, на вело­си­пе­дах и мопе­дах в соот­вет­ствии с п. 149 пра­вил при дви­же­нии в тем­ное вре­мя суток или при недо­ста­точ­ной види­мо­сти долж­ны быть вклю­че­ны: спе­ре­ди – фара (фонарь), излу­ча­ю­щая белый свет, сза­ди – фонарь, излу­ча­ю­щий крас­ный свет. Аналогичные пра­ви­ла дей­ству­ют в тем­ное вре­мя суток и в отно­ше­нии гуже­вых пово­зок в соот­вет­ствии с п. 159 ПДД.
Хотелось бы обра­тить­ся к роди­те­лям, нару­ша­ю­щим пра­ви­ла дорож­но­го дви­же­ния. Помните, дети копи­ру­ют ваши дей­ствия. Несовершеннолетние за нару­ше­ние Правил дорож­но­го дви­же­ния направ­ля­ют­ся на комис­сию по делам несо­вер­шен­но­лет­них для рас­смот­ре­ния адми­ни­стра­тив­но­го материала.
И еще. Госавтоинспекция в целях про­фи­лак­ти­ки про­дол­жит прак­ти­ку инфор­ми­ро­ва­ния насе­ле­ния о коли­че­стве задер­жан­ных граж­дан в нетрез­вом состо­я­нии, а так­же ответ­ствен­но­сти за дан­ное пра­во­на­ру­ше­ние и опуб­ли­ко­вы­вать не толь­ко спис­ки граж­дан, управ­ля­ю­щих транс­порт­ны­ми сред­ства­ми в нетрез­вом состо­я­нии, но и спис­ки пеше­хо­дов, нару­шив­ших Правила дорож­но­го дви­же­ния в нетрез­вом состоянии.
Светлана Труневская

admin
Author: admin