На чте­ние: 0.13 mintue

Государство может сохра­нить в Беларуси тоталь­ный кон­троль за исполь­зо­ва­ни­ем бес­пи­лот­ных аппа­ра­тов. Как ста­ло извест­но Digital.Reportв авгу­сте это­го года госу­дар­ствен­ная комис­сия по радио­ча­сто­там (ГКРЧ) может отка­зать в легаль­ном исполь­зо­ва­нии часто­ты 2,4 ГГц на мощ­но­сти 100 мил­ли­ватт (мВт), что ста­нет осно­ва­ни­ем для штра­фов и кон­фис­ка­ции бес­пи­лот­ни­ков. За сохра­не­ние жест­кой пози­ции высту­па­ют сра­зу несколь­ко сило­вых ведомств, кото­рые опа­са­ют­ся сво­бод­но­го исполь­зо­ва­ния бес­пи­лот­ной тех­ни­ки. О судь­бе дро­нов в Беларуси, новых изме­не­ни­ях в Воздушном кодек­се стра­ны и воз­мож­ных запре­тах рас­ска­зал заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Федерации бес­пи­лот­ной авиа­ции Беларуси Глеб Бондарик. 

Digital.Report: Какие прин­ци­пи­аль­ные изме­не­ния пла­ни­ру­ет­ся вне­сти в Воздушный кодекс Беларуси в обла­сти исполь­зо­ва­ния бес­пи­лот­ной авиации?

Глеб Бондарик: Мы как Федерация бес­пи­лот­ной авиа­ции хотим зако­но­да­тель­но опи­сать бес­пи­лот­ные аппа­ра­ты, вве­сти соот­вет­ству­ю­щий тер­мин, кото­ро­го на дан­ный момент в зако­но­да­тель­стве не суще­ству­ет. В первую оче­редь пред­ла­га­ем рас­смат­ри­вать дро­ны как пол­но­цен­ные бес­пи­лот­ные ком­плек­сы, а не отдель­ные лета­ю­щие объ­ек­ты. Пока чинов­ни­ки смот­рят на дро­ны как на неболь­шие само­ле­ты. Более того, их до сих пор хотят закре­пить в Воздушном кодек­се за кате­го­ри­ей воз­душ­ных судов. Это при­ве­дет к пол­но­му запре­ту исполь­зо­ва­ния бес­пи­лот­ни­ков и всех про­ек­тов, кото­рые с ними свя­за­ны. Кто из вла­дель­цев аппа­ра­тов захо­чет реги­стри­ро­вать их и ста­вить на учет, как пол­но­цен­ный само­лет? Если пол­но­стью сле­до­вать пра­ви­лам, при­дет­ся еще нанять пило­та и меха­ни­ка. Федерация пред­ла­га­ет рас­смат­ри­вать дро­ны, как бес­пи­лот­ный ком­плекс, в кото­ром есть дрон и систе­ма управ­ле­ния им. Беспилотник – толь­ко часть общей системы.

Сложно пред­ста­вить, что сва­деб­ные фото­гра­фы будут сер­ти­фи­ци­ро­вать свои дро­ны на авиа­ре­монт­ном заводе.

В евро­пей­ском зако­но­да­тель­стве подоб­ный ком­плекс уже опи­сан? Есть ли при­ме­ры, к кото­рым мож­но будет апел­ли­ро­вать при изме­не­нии законодательства?

Мировая прак­ти­ка как раз заклю­ча­ет­ся в том, что­бы опи­сы­вать подоб­ную систе­му как ком­плекс. Но Беларуси еще пред­сто­ит прой­ти боль­шой путь, что­бы при­бли­зить­ся к миро­вым стан­дар­там. У нас на повест­ке дня про­стой вопрос, кото­рый уже решен во мно­гих госу­дар­ствах, – выве­сти из опи­са­ния воз­душ­но­го кодек­са Беларуси бес­пи­лот­ные систе­мы весом до 30 кг. Сегодня де-​юре все бес­пи­лот­ни­ки отно­сят­ся к воз­душ­ным судам с при­ме­не­ни­ем всех выте­ка­ю­щих реги­стра­ци­он­ных и экс­плу­а­та­ци­он­ных про­це­дур. Министерство обо­ро­ны попы­та­лось снять напря­же­ние и раз­ра­бо­та­ло в нача­ле про­шло­го года указ пре­зи­ден­та за номе­ром 81 «Об авиа­мо­де­лях». Но этот доку­мент – лишь вре­мен­ная мера и не соот­вет­ству­ет инте­ре­сам вла­дель­цев дро­нов. Ведь бес­пи­лот­ные систе­мы не могут счи­тать­ся авиа­мо­де­ля­ми, так как обла­да­ют воз­мож­но­стя­ми авто­ма­ти­че­ско­го поле­та. Это кар­ди­наль­ное отли­чие от клас­си­че­ских авиа­мо­де­лей, кото­рые учте­ны в законе. Если вла­сти нач­нут под­хо­дить к дро­нам фор­маль­но, то ситу­а­ция с исполь­зо­ва­ни­ем этой тех­ни­ки в рес­пуб­ли­ке ста­нет ката­стро­фи­че­ской. Сложно пред­ста­вить, как сва­деб­ные фото­гра­фы поедут на «558 Авиационный ремонт­ный завод» в Барановичах сер­ти­фи­ци­ро­вать дро­ны, кото­рые исполь­зу­ют для фотосъемки.

Инициативу раз­де­лять бес­пи­лот­ни­ки по весу на госу­дар­ствен­ном уровне уже поддержали?

Министерство воен­ной про­мыш­лен­но­сти будет хода­тай­ство­вать, что­бы весо­вую систе­му гра­да­ций учли в обнов­лен­ном Воздушном кодек­се. Пока же юри­ди­че­ский ста­тус бес­пи­лот­ни­ков мож­но счи­тать неопре­де­лен­ным. Воздушный кодекс его не учи­ты­ва­ет, а указ «Об авиа­мо­де­лях» к бес­пи­лот­ни­кам фак­ти­че­ски не отно­сит­ся, я уже гово­рил, что их слож­но назвать авиа­мо­де­ля­ми. А это зна­чит, что закон не дает пра­ва ком­мер­че­ско­го исполь­зо­ва­ния этой техники.

Если вла­сти Беларуси нач­нут реги­ро­вать исполь­зо­ва­ние дро­нов фор­маль­но, то ситу­а­ция ста­нет катастрофической.

Дроны исполь­зо­вать нельзя?

По ука­зу «Об авиа­мо­де­лях», дро­ны исполь­зо­вать нель­зя. Чтобы зани­мать­ся ком­мер­че­ской дея­тель­но­стью с при­ме­не­ни­ем этой тех­ни­ки, нуж­но полу­чить огром­ное коли­че­ство раз­ре­ше­ний. Во-​первых, сер­ти­фи­ци­ро­вать бес­пи­лот­ник, прой­ти весь бюро­кра­ти­че­ский круг, как при оформ­ле­нии в соб­ствен­ность само­ле­та. Во-​вторых, полу­чить раз­ре­ше­ние на съем­ку и предо­ста­вить отсня­тый мате­ри­ал на рецен­зию Министерству обо­ро­ны. Уверяю, от зако­но­да­тель­ной неопре­де­лен­но­сти стра­да­ют не толь­ко люби­те­ли, но и госу­дар­ствен­ные орга­ны. Многие из них рады бы исполь­зо­вать бес­пи­лот­ные аппа­ра­ты, но мало кто готов оку­нуть­ся в суще­ству­ю­щие бюро­кра­ти­че­ские про­це­ду­ры или рис­ко­вать, исполь­зуя бес­пи­лот­ни­ки неле­галь­но. Конечно, вла­сти пока закры­ва­ют гла­за на нару­ше­ние зако­но­да­тель­ства в этой обла­сти. Но это не озна­ча­ет, что зав­тра или через месяц ситу­а­ция кар­ди­наль­но не изменится.

Каким долж­но быть новое воз­душ­ное зако­но­да­тель­ство с точ­ки зре­ния Федерации бес­пи­лот­ной авиации?

Для дро­нов нуж­но раз­ра­бо­тать отдель­ное зако­но­да­тель­ство, кото­рое будет опи­сы­вать и учи­ты­вать раз­ви­тие тех­но­ло­гий в сег­мен­те бес­пи­лот­ных аппа­ра­тов. И я бы чет­ко раз­гра­ни­чил люби­тель­ское и ком­мер­че­ское исполь­зо­ва­ние бес­пи­лот­ных систем. Для люби­те­лей я бы оста­вил мак­си­маль­но льгот­ные усло­вия экс­плу­а­та­ции с огра­ни­че­ни­я­ми по высо­те исполь­зо­ва­ния моде­лей и в пре­де­лах пря­мой види­мо­сти. Я счи­таю, что пило­ти­ро­вать аппа­ра­ты дистан­ци­он­но, по кар­тин­ке с каме­ры – слож­но. Такой режим луч­ше исполь­зо­вать опыт­ным пило­там, а для того, что­бы так и было, нуж­ны соот­вет­ству­ю­щие зако­но­да­тель­ные огра­ни­че­ния. Пример такой прак­ти­ки мож­но уви­деть в аме­ри­кан­ском зако­но­да­тель­стве. В нем мак­си­маль­но либе­ра­ли­зи­ру­ет­ся рынок люби­тель­ских аппа­ра­тов и уже­сто­ча­ет­ся область ком­мер­че­ско­го использования.

Для срав­не­ния, в аме­ри­кан­ском зако­но­да­тель­стве мак­си­маль­но либе­ра­ли­зи­ру­ет­ся рынок люби­тель­ских аппа­ра­тов и уже­сто­ча­ет­ся область ком­мер­че­ско­го исполь­зо­ва­ния дронов.

Вы гово­ри­те про выда­чу лицензий?

Да, для исполь­зо­ва­ния дро­нов в ком­мер­че­ских целях такой под­ход был бы оправ­дан. Но в Беларуси он может не рабо­тать, ведь про­цесс выда­чи лицен­зий чинов­ни­ки могут силь­но фор­ма­ли­зо­вать, и ниче­го не изме­нит­ся. Дроны будут летать над стра­ной нелегально.

Может быть, инте­рес к дро­нам угас­нет и не потре­бу­ет­ся уде­лять это­му вопро­су столь­ко внимания?

Будет взрыв­ной рост инте­ре­са к дро­нам, осо­бен­но с уче­том того, что эта тех­ни­ка ста­но­вит­ся дешев­ле. Очень ско­ро в небе сло­жит­ся пол­но­цен­ный тра­фик бес­пи­лот­ных аппа­ра­тов, и к этой ситу­а­ции нуж­но под­хо­дить уже с дей­ству­ю­щи­ми регу­ля­тор­ны­ми нормами.

Государство пони­ма­ет, что бес­пи­лот­ные аппа­ра­ты нуж­но выве­сти из-​под регу­ли­ро­ва­ния Воздушным кодексом?

Мне очень импо­ни­ру­ет пози­ция Министерства обо­ро­ны, кото­рое пони­ма­ет про­бле­му. По их мне­нию, жест­кие огра­ни­че­ния при­ве­дут к огром­но­му коли­че­ству нару­ши­те­лей. Через несколь­ко лет любой фото­граф будет иметь на руках дрон. И про­це­ду­ру сер­ти­фи­ка­ции, кото­рую пред­ла­га­ет воен­пром, они про­во­дить не будут. А пред­ста­ви­те­ли воен­ной про­мыш­лен­но­сти до сих пор наста­и­ва­ют на том, что­бы счи­тать авиа­ци­ей дро­ны весом более 350 гр. В сер­ти­фи­ка­ци­он­ной лабо­ра­то­рии в Барановичах уже жда­ли тол­пы вла­дель­цев бес­пи­лот­ни­ков, кото­рые будут селить­ся в гости­ни­це и ждать несколь­ко дней сер­ти­фи­ка­та. Когда я раз­го­ва­ри­вал в воен­про­ме со спе­ци­а­ли­ста­ми, они удив­ля­лись – мол, ну все же очень про­сто: люди поку­па­ют себе само­ле­ты и без про­блем полу­ча­ют на них все доку­мен­ты. Позиция воен­про­ма сего­дня – этот выне­сти за воз­душ­ный кодекс дро­ны до 10 кг, при­том что мы про­сим 30.

Все дела­ет­ся для того, что­бы сохра­нить инстру­мент госу­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и систе­му штрафов.

Почему такая раз­ни­ца в гра­нич­ном показателе?

Власти хотят уже сего­дня пере­стра­хо­вать­ся и сде­лать мини­маль­ные шаги навстре­чу поль­зо­ва­те­лям дро­нов. Запретить все­гда про­ще, чем раз­ре­шить. Мы так чинов­ни­кам и гово­рим – давай­те 30 кг, а вы все­гда смо­же­те сни­зить эту план­ку. Более того, я сей­час не уве­рен, что Комиссия по радио­ча­сто­там поз­во­лит исполь­зо­вать часто­ту 2,4 ГГц на мощ­но­сти до 100 мВт. Напомню, это­го реше­ния ждут все обла­да­те­ли дро­нов и про­дав­цы бес­пи­лот­ни­ков. Из-​за отсут­ствия реше­ния по этой часто­те в Беларуси офи­ци­аль­но дро­ны не вво­зят­ся и не обслу­жи­ва­ют­ся. Единственный легаль­ный спо­соб купить и отре­мон­ти­ро­вать аппа­рат – совер­шить сдел­ку в Российской Федерации, где часто­та 2,4 ГГц на мощ­но­сти до 100 мВт уже дав­но сво­бод­на для люби­те­лей беспилотников.

Получается, что ожи­да­е­мое в авгу­сте засе­да­ние комис­сии по радио­ча­сто­там (ГКРЧ) не решит этот вопрос?

Отказ комис­сии гро­зит уже­сто­че­ни­ем кон­тро­ля за исполь­зо­ва­ни­ем бес­пи­лот­ных аппа­ра­тов. Ведь пока частот­ный вопрос рас­смат­ри­ва­ет­ся, то ком­пе­тент­ные орга­ны не могут нака­зы­вать за исполь­зо­ва­ние дро­нов. Если комис­сия по радио­ча­сто­там при­мет отри­ца­тель­ное реше­ние, то это ста­нет фор­маль­ным пово­дом для вве­де­ния штраф­ных санк­ций за нару­ше­ния в части исполь­зо­ва­ния частот­но­го диа­па­зо­на. Из-​за того, что зако­но­да­тель­ство по бес­пи­лот­ни­кам не дора­бо­та­но, опре­де­лен­ные госу­дар­ствен­ные служ­бы ока­зы­ва­ют опре­де­лен­ное вли­я­ние на ГКРЧ. Это дела­ет­ся для того, что­бы сохра­нить инстру­мент госу­дар­ствен­но­го кон­тро­ля, штра­фо­вать людей, кото­рые поль­зу­ясь ука­зом «Об авиа­мо­де­лях» фор­маль­но ниче­го не нару­ша­ют. По ука­зу вне запрет­ных зон на высо­те не более 100 м в пре­де­лах види­мо­сти може­те поль­зо­вать­ся дро­ном. Единственный момент, кото­рый вы нару­ша­е­те, каса­ет­ся исполь­зо­ва­ния часто­ты 2,4 ГГц на мощ­но­сти 100 мВт. Вот за это фор­маль­но и будут нака­зы­вать, если ГКРЧ при­мет в авгу­сте отри­ца­тель­ное реше­ние по высво­бож­де­нию этой частоты.

Необходимо под­го­то­вить зако­но­да­тель­ство – очень ско­ро появят­ся про­ек­ты по экс­трен­ной достав­ке меди­ка­мен­тов и пере­воз­ке корреспонденции.

Съемка видео тоже будет нару­ше­ни­ем в этом случае?

Видео мож­но сни­мать толь­ко с раз­ре­ше­ния Министерства обо­ро­ны. Надо при­знать, что раз­ре­ше­ние мож­но полу­чить быст­ро и бес­плат­но. Но по пра­ви­лам, в деся­ти­днев­ный срок после съе­мок нуж­но предо­ста­вить в Минобороны отсня­тый мате­ри­ал. Это про­бле­ма для веща­тель­ных орга­ни­за­ций, кото­рые исполь­зу­ют дро­ны для созда­ния выпус­ков ново­стей. Нужно созда­вать какой-​то сер­вис, кото­рый уско­рит про­це­ду­ру про­смот­ра, или менять закон. Европейская прак­ти­ка пока­зы­ва­ет, что поле­ты без раз­ре­ше­ний нуж­но огра­ни­чи­вать толь­ко в круп­ных инду­стри­аль­ных центрах.

Города для поле­тов вы бы реко­мен­до­ва­ли закрыть?

Это нор­маль­ная прак­ти­ка. Логика в этом есть, глав­ное – не допу­стить излиш­ней фор­ма­ли­за­ции. В иде­а­ле я вижу 3 типа полет­ных зон: крас­ную – исполь­зо­вать дро­ны запре­ще­но, жел­тую – для поле­тов тре­бу­ет­ся раз­ре­ше­ние, и зеле­ную – сво­бод­ное исполь­зо­ва­ние бес­пи­лот­ни­ков. Центры круп­ных горо­дов нуж­но отне­сти к «жел­тым», ведь коли­че­ство бес­пи­лот­ни­ков будет рас­ти имен­но в круп­ных горо­дах. Мы реко­мен­до­ва­ли уже Белаэронавигации начать рас­чет воз­душ­но­го кори­до­ра от 70 до 125 м для бес­пи­лот­но­го тра­фи­ка. Очень ско­ро в Беларуси появят­ся про­ек­ты по экс­трен­ной достав­ке меди­ка­мен­тов и пере­воз­ке корреспонденции.

Televid
Author: Televid