На чте­ние: 0.6 mintue

Первый бело­рус­ский элек­тро­мо­биль годен для пере­воз­ки не толь­ко премьер-​министра, но и биз­не­сме­на, и дачника.

На вопрос, зачем бело­ру­сам соб­ствен­ный элек­тро­мо­биль, пер­вый зам­ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти Геннадий Свидерский отве­ча­ет лако­нич­но: это пока­за­тель уров­ня раз­ви­тия нации. Чтобы понять, на каком уровне нахо­дит­ся нация и дале­ко ли ей до уров­ня Илона Маска с его Tesla, Sputnik изу­чил собран­ный на базе Geely элек­тро­кар и выяс­нил, куда мы можем на нем приехать.

Как трижды зарядить айфон

Итак, пред­по­ло­жим, в неда­ле­ком буду­щем вы при­об­ре­ли бело­рус­ский элек­тро­кар. Нельзя ска­зать, что вам при­шлось выло­жить ска­зоч­ную сум­му — поряд­ка 23–25 тысяч дол­ла­ров, как обе­ща­ют раз­ра­бот­чи­ки. Теперь нуж­но разо­брать­ся, во что обой­дет­ся его обслу­жи­ва­ние и содержание.

«Стоимость вла­де­ния вклю­ча­ет в себя энер­ге­ти­че­ский ресурс, необ­хо­ди­мый для рабо­ты авто­мо­би­ля, и сто­и­мость ремон­та. Стоимость вла­де­ния элек­тро­мо­би­лем ниже, чем клас­си­че­ским бен­зи­но­вым авто­мо­би­лем. Электроэнергия обой­дет­ся дешев­ле бен­зи­на, осо­бен­но если госу­дар­ство вве­дет пре­фе­рен­ции для поль­зо­ва­те­лей элек­тро­ка­ров. Но даже если вы буде­те попро­сту заря­жать его от розет­ки в сво­ем част­ном доме по обще­му тари­фу — жите­лям мно­го­квар­тир­ных домов при­дет­ся поль­зо­вать­ся обо­ру­до­ван­ны­ми стан­ци­я­ми — это все рав­но вый­дет дешев­ле, чем пла­тить за бен­зин», — рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­там Sputnik заве­ду­ю­щий сек­то­ром объ­еди­нен­но­го инсти­ту­та маши­но­стро­е­ния НАН Беларуси Владимир Адашкевич.

Время заряд­ки от розет­ки в 220 вольт — поряд­ка семи часов, от розет­ки в 380 вольт — поряд­ка четы­рех часов.

У белорусского экспериментального электромобиля пробег после зарядки 80 километров
© Sputnik /​Артем Бордовский
У бело­рус­ско­го экс­пе­ри­мен­таль­но­го элек­тро­мо­би­ля про­бег после заряд­ки 80 километров

Стоимость обслу­жи­ва­ния элек­тро­мо­би­ля тоже незна­чи­тель­на — под капо­том нет слож­ных меха­ни­че­ских узлов, кото­рые тре­бо­ва­ли бы ремон­та. Главная про­бле­ма, над реше­ни­ем кото­рой рабо­та­ют не толь­ко бело­рус­ские уче­ные, — уве­ли­че­ние пробега.

«Tesla козы­ря­ет тре­мя­ста­ми кило­мет­ра­ми. У наше­го экс­пе­ри­мен­таль­но­го элек­тро­мо­би­ля про­бег все­го 80 кило­мет­ров, но у ана­ло­га, напри­мер, япон­ско­го Nissan LEAF, чья бата­рея вдвое более высо­кой емко­сти, про­бег немно­гим выше — 120 километров»,
— пояс­нил Адашкевич.

Еще один минус бело­рус­ско­го элек­тро­мо­би­ля — сто­и­мость бата­реи, сей­час она состав­ля­ет едва ли не треть сто­и­мо­сти все­го элек­тро­мо­би­ля, и это глав­ный сдер­жи­ва­ю­щий фак­тор для раз­ви­тия про­из­вод­ства. Сейчас Академия наук рабо­та­ет над созда­ни­ем новых нако­пи­те­лей энер­гии, кото­рые поз­во­лят и уве­ли­чить даль­ность поез­док, и сни­зить вре­мя заряд­ки электромобиля.

«В Академии наук взя­ли за осно­ву супер­тон­кий мате­ри­ал и гото­вят нечто сред­нее меж­ду супер­кон­ден­са­то­ром и бата­ре­ей. Электробусы уже ездят на супер­кон­ден­са­то­рах, они быст­ро заря­жа­ют­ся, но про­бег состав­ля­ет все­го поряд­ка 15 кило­мет­ров — от конеч­ной до конеч­ной. Планируется, что опыт­ный обра­зец ново­го нако­пи­те­ля уче­ные пред­ста­вят уже к кон­цу это­го года», — рас­ска­зал раз­ра­бот­чик электромобиля.

Привезти картошку и отвезти бизнесмена

Ценами на маши­ну обе­ща­ют не пугать. Адашкевич напом­нил, что преж­де сто­и­мость элек­тро­мо­би­лей стар­то­ва­ла с 70 тысяч дол­ла­ров, а сей­час речь идет о 25–30 тыся­чах дол­ла­ров. Белорусский элек­тро­кар будут пытать­ся выве­сти на рынок по цене в 23–25 тысяч долларов.

Несмотря на то, что пре­зи­дент впе­чат­лил­ся Tesla, кото­рая «стар­ту­ет как кос­ми­че­ский корабль», бело­рус­ский мобиль пока что не пла­ни­ру­ют раз­го­нять до 100 кило­мет­ров в час за три секунды.

«У наше­го элек­тро­мо­би­ля зада­ча возить кар­тош­ку с дачи и биз­не­сме­на по горо­ду. Это город­ской транс­порт, бес­шум­ный, без­опас­ный для эко­ло­гии. Мы не дела­ли спорт­кар, тяго­вый рас­чет выпол­нен под стан­дарт­ный город­ской авто­мо­биль. У сред­не­го авто­мо­би­ля раз­гон 10–12 секунд, у наше­го элек­тро­ка­ра — 9 секунд», — рас­ска­зал Адашкевич.

Сейчас рабо­та ведет­ся над созда­ни­ем инфра­струк­ту­ры для заряд­ки элек­тро­мо­би­лей. Витебский завод «Витязь» уже осво­ил и раз­ра­бо­тал заряд­ную стан­цию, кото­рую уста­нав­ли­ва­ют на пар­ков­ках близ круп­ных уни­вер­са­мов. Планируется, что раз­ра­бо­та­ют спе­ци­аль­ные тари­фы для вла­дель­цев элек­тро­ка­ров — отдель­ный ноч­ной тариф и тариф для запра­воч­ных станций.

Адашкевич: с пуском атомной станции электроэнергии в Беларуси должно быть достаточно
© Sputnik /​Артем Бордовский
Адашкевич: с пус­ком атом­ной стан­ции элек­тро­энер­гии в Беларуси долж­но быть достаточно

«Думаю, с этим не долж­но быть про­блем, с пус­ком атом­ной стан­ции элек­тро­энер­гии в Беларуси долж­но быть доста­точ­но», — рас­ска­зал собеседник.

Сейчас элек­тро­мо­биль ждут новые испы­та­ния. Пока невоз­мож­но точ­но ска­зать, будет ли рас­ход энер­гии при езде по горо­ду ниже, чем при поезд­ке по трас­се, одна­ко Адашкевич пред­по­ло­жил, что в проб­ках элек­тро­мо­биль будет эко­но­мить рас­ход электричества.

«Во вре­мя тор­мо­же­ния авто­мо­биль пре­вра­ща­ет кине­ти­че­скую энер­гию в элек­три­че­скую, то есть вы не рас­хо­ду­е­те, а немно­го попол­ня­е­те запас. Но навер­ня­ка ска­зать, будет ли боль­ший рас­ход элек­три­че­ства в горо­де или на трас­се, пока нель­зя», — пояс­нил эксперт.

Эксперт – о пер­вом бело­рус­ском электрокаре
Sputnik Беларусь

Есть у элек­тро­мо­би­ля еще одна про­бле­ма — холод­ные зимы. Как толь­ко насту­пит зима, води­тель захо­чет подо­греть салон, и на это уйдет допол­ни­тель­ная энер­гия. Даже в япон­ском Nissan зимой лет­ние 120 км про­бе­га сни­жа­ют­ся едва ли не на 40%. В бело­рус­ском элек­тро­мо­би­ле реши­ли сде­лать отдель­ный подо­гре­ва­тель, кото­рый будет рабо­тать на бензине.

Чей это кузов

Изнутри вид элек­тро­мо­би­ля прак­ти­че­ски не изме­нит­ся, а вот посту­пит ли он к поку­па­те­лю в таком виде, в каком его тести­ру­ют сей­час, пока неясно.

«Для маке­та мож­но пере­обо­ру­до­вать любой авто­мо­биль. Но с про­из­вод­ством воз­ник­нут слож­но­сти, Geely заяви­ли, что у них есть свой элек­тро­мо­биль. Для про­из­вод­ства соб­ствен­но бело­рус­ско­го элек­тро­мо­би­ля нуж­но будет создать свою шко­лу, пла­ни­ру­ем до кон­ца года под­го­то­вить и при­нять такую про­грам­му. В ней будет преду­смот­ре­но в том чис­ле созда­ние спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных вузов и мно­го дру­гих направ­ле­ний», — рас­ска­зал пер­вый зам­ми­ни­стра Геннадий Свидерский.

На вопрос «зачем?» Свидерский отве­тил лако­нич­но: «У нас дол­жен быть не толь­ко авто­мо­биль, раз­ра­бо­тан­ный в КНР, но и авто­мо­биль, раз­ра­бо­тан­ный в Республике Беларусь. Это дает боль­ше воз­мож­но­стей, чем кон­тракт­ная сбор­ка авто­мо­би­лей. Мы долж­ны не толь­ко соби­рать и кра­сить авто­мо­биль, но и решать более слож­ные зада­чи, это не толь­ко рабо­чие места, но и уро­вень раз­ви­тия нации».

Источник: sputnik.by

Televid
Author: Televid