На чте­ние: 0.51 mintue

Годовая ста­ти­сти­ка по тор­гов­ле алко­голь­ной про­дук­ци­ей в Беларуси, кото­рая появи­лась недав­но в откры­том досту­пе, поз­во­ли­ла изу­чить дина­ми­ку, с кото­рой изме­ня­лись при­стра­стия сооте­че­ствен­ни­ков к тем или иным алко­голь­ным напиткам.

В тяже­лые вре­ме­на есть несколь­ко сфер, кото­рые рабо­та­ют, мож­но ска­зать, от обрат­но­го. Одна из них — тор­гов­ля алко­го­лем. Годовая ста­ти­сти­ка по тор­гов­ле алко­голь­ной про­дук­ци­ей в Беларуси, кото­рая появи­лась недав­но в откры­том досту­пе, поз­во­ли­ла изу­чить дина­ми­ку, с кото­рой изме­ня­лись при­стра­стия сооте­че­ствен­ни­ков к тем или иным алко­голь­ным напиткам.

Для нача­ла телеграм-​канал «Нашы гро­шы» обра­ща­ет вни­ма­ние на общие циф­ры, поз­во­ля­ю­щие понять тен­ден­цию. В 2017 году в нашей стране выпи­ли 56 422 тыс. дека­лит­ров, в 2018-​ом — 59 655 тыс. дека­лит­ров, в 2019-​ом — 62 010 тыс. дека­лит­ров, в 2020-​ом — 64 444 тыс. дека­лит­ров, в 2021-​ом — 65 043 тыс. дека­лит­ров и, нако­нец, в 2022-​ом — 65 049 тыс. дека­лит­ров (или 650 млн лит­ров). То есть на про­тя­же­нии послед­них пяти лет потреб­ле­ние алко­го­ля неуклон­но рас­тет, но в 2022-​ом оно при­рос­ло по срав­не­нию с про­шлым годом совсем незначительно.

При этом сто­ит учи­ты­вать, что в 2017 году насе­ле­ние Беларуси насчи­ты­ва­ло при­мер­но 9 млн 460 тыс. чело­век, а в 2022-​ом — 9 млн 255 тыс. чело­век. К это­му мож­но доба­вить уехав­ших за послед­ние годы за рубеж — они зна­чат­ся в ста­ти­сти­ке, но физи­че­ски в стране уже не при­сут­ству­ют. То есть, с одной сто­ро­ны, потреб­ле­ние алко­го­ля в стране все боль­ше, с дру­гой — насе­ле­ние стра­ны все мень­ше. Очевидно, что потреб­ле­ние из рас­че­та на одно­го чело­ве­ка неумо­ли­мо растет.

Что же пьют белорусы?

Водка и пиво были и оста­ют­ся „клас­си­кой“, их потреб­ле­ние по срав­не­нию с 2021 годом прак­ти­че­ски не изме­ни­лось, минус 1 % мож­но сме­ло счи­тать незна­чи­тель­ной ста­ти­сти­че­ской флук­ту­а­ци­ей. При этом, если срав­ни­вать с 2017 годом, то вод­ку пьют ров­но столь­ко же, а вот пиво — на 14 % больше.

Самый боль­шой минус за пери­од 2021—2022 при­шел­ся на пло­до­вые вина. Классические деше­вые „чер­ни­ла“, дол­гое вре­мя быв­шие люби­мым напит­ком про­ле­та­ри­а­та, упа­ли в про­да­же сра­зу на 10 % — вну­ши­тель­ный пока­за­тель (а по срав­не­нию с 2017 годом — на 28 %). Вместе с тем бело­ру­сы ста­ли мень­ше на 8 % упо­треб­лять и вино­град­ные вина (но по срав­не­нию с 2017 потреб­ле­ние, наобо­рот, вырос­ло 8 %). Также они выпи­ли на 5 % мень­ше игри­стых вин, вклю­чая шам­пан­ское (но по срав­не­нию с 2017 потреб­ле­ние вырос­ло на 32 %).

Из этой ста­ти­сти­ки понят­но, что мень­ше пить в стране не ста­ли. А где же „при­бы­ло“? Неожиданная новость — потреб­ле­ние не деше­вой про­дук­ции: конья­ков, коньяч­ных напит­ков и брен­ди вырос­ло на 8 % (а по срав­не­нию с 2017 ста­ли пить более чем в два раза боль­ше), а лике­ров и ликеро-​водочных изде­лий — на целых 15 % (опять же, по срав­не­нию с 2017‑м на 89 % больше).

Но самый высо­кий рост в 2022 году по срав­не­нию с 2021‑м — у сла­бо­ал­ко­голь­ных напит­ков, к кото­рым отно­сят­ся вер­му­ты, мар­ти­ни и раз­лич­ные гази­ро­ван­ные напит­ки, содер­жа­щие алко­голь. Только за про­шлый год их потреб­ле­ние в стране уве­ли­чи­лось на 35 %. А за послед­ние 5 лет их упо­треб­ле­ние вырос­ло более чем в 4 раза! Судя по все­му, мы видим, на какое „топ­ли­во“ пере­ори­ен­ти­ро­ва­лись люби­те­ли „вкус­но­го и недо­ро­го­го“. Есть еще один тре­вож­ный факт — сла­бо­ал­ко­голь­ные напит­ки во всем мире более попу­ляр­ны сре­ди моло­де­жи, исхо­дя из это­го, мож­но пред­по­ло­жить, что сред­не­ста­ти­сти­че­ский потре­би­тель алко­го­ля в Беларуси помолодел.

А что у соседей?

В России за январь—ноябрь 2022-​го про­да­жа вод­ки вырос­ла на 5,6 %, конья­ка — на 4 %, ликеро-​водочной про­дук­ции кре­по­стью выше 25 гра­ду­сов — на 27 %. В Литве же, наобо­рот, на 6,6 % сни­зи­лись про­да­жи вод­ки, креп­ле­ных вин — на 15 %, игри­стых вин — на 6 %. Но вырос­ло потреб­ле­ние пива малых и краф­то­вых пиво­ва­рен на 4 % (тут надо учи­ты­вать, что оно обла­га­ет­ся льгот­ным акци­зом). Выходит, что непро­стые вре­ме­на насе­ле­ния раз­ных стран встре­ча­ют за сто­лом по-разному.

Источник мате­ри­а­ла: «Белорусы и рынок»

Televid
Author: Televid