На чте­ние: 0.12 mintue

Ученые из тех­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та Карлсруэ (Германия) про­ве­ли иссле­до­ва­ние и выяс­ни­ли, с какой целью мно­гие худож­ни­ки эпо­хи Возрождения, в том чис­ле Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, при­ме­ня­ли яич­ные желт­ки. Результаты их тру­дов были опуб­ли­ко­ва­ны в изда­нии Nature Communications, сооб­ща­ет «МИР24».

Знаменитые живо­пис­цы обыч­но сами дела­ли крас­ки. Чтобы полу­чить мас­ля­ные крас­ки, они сме­ши­ва­ли измель­чен­ные пиг­мен­ты с льня­ным мас­лом в каче­стве свя­зу­ю­ще­го эле­мен­та. Искусствоведы изна­чаль­но пред­по­ла­га­ли, что это были един­ствен­ные состав­ля­ю­щие кра­сок, одна­ко после­ду­ю­щий ана­лиз выявил яич­ные желт­ки в кра­соч­ном слое кар­тин Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Рембрандта и мно­гих дру­гих. Однако оста­ва­лось загад­кой, как и для чего при­ме­ня­ли яйцо ста­рые мастера.

Немецкие уче­ные во гла­ве с Офели Ранке про­ве­ли экс­пе­ри­мент, что­бы понять, как раз­лич­ное содер­жа­ние яйца вли­я­ет на свой­ства кра­сок. «Чтобы луч­ше понять кар­ти­ны ста­рых масте­ров, их тех­ни­ку и раз­ви­тие исто­рии искус­ства, мы под­го­то­ви­ли и изу­чи­ли мас­ля­ные крас­ки, в кото­рых либо пиг­мен­ты были пол­но­стью заклю­че­ны в бел­ки, либо содер­жа­ли лишь неболь­шое коли­че­ство добав­лен­но­го яич­но­го желт­ка», — отме­ти­ла специалист.

При про­из­вод­стве кра­сок уче­ные сле­до­ва­ли тра­ди­ци­он­но­му рецеп­ту, запи­сан­но­му в Италии еще в нача­ле XIV века. Пигмент сна­ча­ла сме­ши­ва­ют с яйцом и дисти­ли­ро­ван­ной водой, затем перед добав­ле­ни­ем мас­ла сушат на солн­це. Благодаря этой тех­ни­ке крас­ка нано­сит­ся густым сло­ем, что­бы маз­ки были хоро­шо вид­ны. Помимо это­го, содер­жа­щи­е­ся в яйце про­те­и­ны предот­вра­ща­ют обра­зо­ва­ние тре­щин и скла­док в слое крас­ки во вре­мя высы­ха­ния. Кроме того, Ранке и ее кол­ле­ги обна­ру­жи­ли, что в изго­тов­лен­ных по тра­ди­ци­он­ной рецеп­ту­ре крас­ках бел­ки обра­зу­ют защит­ный слой вокруг частиц пиг­мен­та и не дают им впи­ты­вать воду из-​за влаж­но­сти воздуха.

В ста­тье под­чер­ки­ва­ет­ся, что яйцо так­же дей­ству­ет как анти­ок­си­дант. По срав­не­нию с мас­лом крас­ки, содер­жа­щие яйца, менее под­вер­же­ны окис­ли­тель­но­му раз­ло­же­нию, что может улуч­шить сохран­ность цен­ных про­из­ве­де­ний искусства.

Источник мате­ри­а­ла: БелТА

Televid
Author: Televid