Писать ручкой полезнее
На чте­ние: 0.18 mintue

Норвежские уче­ные уста­но­ви­ли, что пись­мо от руки актив­нее задей­ству­ет раз­лич­ные струк­ту­ры моз­га, при­во­дит к боль­шей моз­го­вой связ­но­сти и луч­ше­му обу­че­нию по срав­не­нию с печа­тью на клавиатуре.

Исследование, кото­рое дока­за­ло это, опуб­ли­ко­ва­но в жур­на­ле Frontiers in Psychology.

В иссле­до­ва­нии участ­во­ва­ли 36 сту­ден­тов уни­вер­си­те­та. Электрическую актив­ность их моз­га фик­си­ро­ва­ли, когда они писа­ли задан­ные сло­ва от руки, и те же — печа­та­ли на кла­ви­а­ту­ре. Процесс отсле­жи­ва­ли 256 дат­чи­ков элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фии, сооб­ща­ет Thinktanks.by.

Выяснилось, что при раз­ном спо­со­бе вос­про­из­вод­ства тек­ста очень силь­но отли­ча­ет­ся актив­ность в темен­ных и цен­траль­ных обла­стях моз­га, ответ­ствен­ных за память, вос­при­им­чи­вость к обу­че­нию, вни­ма­тель­ность, спо­соб­но­сти вос­при­ни­мать язык.

«При пись­ме от руки пат­тер­ны вза­и­мо­дей­ствия моз­га были гораз­до более слож­ны­ми, чем при набо­ре тек­ста на кла­ви­а­ту­ре. Наши резуль­та­ты пока­зы­ва­ют, что пространственно-​временные пат­тер­ны визу­аль­ной и про­при­о­цеп­тив­ной (то есть, ощу­ще­ния поло­же­ния сво­е­го тела в про­стран­стве — прим. Ред.) инфор­ма­ции, полу­чен­ные бла­го­да­ря коор­ди­на­ции дви­же­ний рук при исполь­зо­ва­нии руч­ки, вно­сят зна­чи­тель­ный вклад в пат­тер­ны вза­и­мо­дей­ствия моз­га, кото­рые спо­соб­ству­ют обу­че­нию», — гово­рит­ся в статье.

При этом, судя по диа­па­зо­ну актив­но­сти в моз­гу, глав­ную роль в эффек­те от исполь­зо­ва­ния бума­ги и руч­ки игра­ет не рабо­та кон­крет­ных мышц, а сово­куп­ность всех фак­то­ров. Зафиксированные при пись­ме от руки свя­зи альфа-​диапазона свя­зы­ва­ют с рабо­той дол­го­вре­мен­ной памя­ти, а свя­зи тета-​диапазоне — с рабо­чей памя­тью и спо­соб­но­стью вос­при­ни­мать новую информацию.

«Поскольку люди все мень­ше пишут от руки и все боль­ше исполь­зу­ют для это­го циф­ро­вые устрой­ства, крайне важ­но изу­чить послед­ствия это­го для чело­ве­че­ско­го моз­га. Мы при­зы­ва­ем, что­бы дети с ран­не­го воз­рас­та при­уча­лись писать от руки в шко­ле, что­бы сфор­ми­ро­вать моде­ли ней­рон­ных свя­зей, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют моз­гу опти­маль­ные усло­вия для обу­че­ния», — отме­ча­ют исследователи.

Отказ от ручки

Когда-​то уме­нию писать от руки, слит­но, с накло­ном, в обя­за­тель­ном поряд­ке учи­ли в шко­лах. Теперь мно­гое изменилось.

В таких стра­нах, как Финляндия, напри­мер, от уро­ков пись­ма пол­но­стью отка­за­лись, заме­нив их уро­ка­ми машинописи.

В США тре­бо­ва­ние учить­ся писать от руки с 2013 года было изъ­ято из чис­ла глав­ных стан­дар­тов обра­зо­ва­ния. В неко­то­рых шта­тах, напри­мер, в Аризоне, по-​прежнему детей учат писать руч­кой на бума­ге, но такие шта­ты — в меньшинстве.

Разные мозговые функции

В иссле­до­ва­нии Вашингтонского уни­вер­си­те­та утвер­жда­ет­ся, что пись­мо от руки и наби­ра­ние тек­ста на кла­ви­а­ту­ре задей­ству­ют раз­ные функ­ции моз­га. Об этом же гово­рит в сво­ей ста­тье в Psychology Today Вильям Клемм.

«Чтобы писать от руки раз­бор­чи­во, необ­хо­дим хоро­ший дви­га­тель­ный кон­троль над паль­ца­ми. Вам надо уде­лять вни­ма­ние тому, что и как вы дела­е­те. Вам нуж­но прак­ти­ко­вать­ся. Исследования пока­за­ли, что пись­мо от руки акти­ви­зи­ру­ет зоны моз­га, кото­рые не задей­ству­ют­ся во вре­мя набо­ра тек­ста на компьютере».

Из дру­гих науч­ных иссле­до­ва­ний мож­но сде­лать пред­по­ло­же­ние, что обу­че­ние ско­ро­пи­си сти­му­ли­ру­ет про­цес­сы визу­аль­но­го рас­по­зна­ва­ния и запоминания.

Источник мате­ри­а­ла: «Белорусы и рынок»

Televid
Author: Televid