Предсказания новых трендов в начале года — благодарное занятие для тех, кто варится в одном котле ресторанной индустрии по всему миру. С одной стороны, можно зафиксировать уже понятную моду на определенные продукты, с другой — попытаться сыграть в импровизированную русскую рулетку и угадать что-нибудь исключительно дикое, но то, что будет лежать почти в каждой тарелке к концу года.
В ситуации с гречкой как с уже официально объявленным международным трендом много всего забавного именно для нас с вами, пишет издание «Москвич». Мы же выросли на гречневой каше, в конце концов, и прошли сложный путь от размазни из продела на завтрак в советском детском саду до помпезного гречотто с трюфелем в середине
Гречка не просто зерновая культура, растение, крупа, каша. Это очень точный генетический маркер. Нашего человека редко когда удается поймать на привязанности к манной каше, но с гречневой — совсем другое дело. Именно из-за гречки у соотечественника за границей случаются незапланированные приступы пищевой ностальгии. Пакет гречи всеми правдами и неправдами засовывается первым делом в чемодан, если человек покидает родные пенаты на долгий срок и едет куда-нибудь на другой конец Земли, хоть в Европу, хоть в Австралию. Гречиха там продается исключительно в русских магазинах и до недавнего времени никого больше не интересовала. Точно так же, как никого не интересовали когда-то киноа и чиа.
Ситуация в корне изменилась в ту секунду, когда колесо здорового питания раскрутилось на максимальных оборотах. Диетологи по всему миру вспомнили про зеленую гречку и правильно сделали. Эта крупа не подвергается термической обработке, как привычная нам ядрица. Зеленой гречке справедливо приписывается масса пользы: снижение холестерина в крови, уровень глюкозы тоже под контролем, антиоксидант, следовательно, молодильное средство — ни убавить, ни прибавить. Все на месте. Распаривать зеленую крупу или замачивать и проращивать — каждый решает сам. Сыр дружит с любой гречкой — держите этот момент на всякий случай в голове, если вдруг возникнут сложности с аппетитом.
Кстати, обычная ядрица в нашей с вами акватории, пожалуй, единственная крупа, которая не приедается. Ее можно есть бесконечно и не надоест. Конечно, без сливочного масла могут возникнуть трудности. Но масло тоже уверенно возвращается в первые ряды полезных продуктов — без него, говорят, мозги отказываются расти и у взрослых, и у детей.
Гречневая монодиета — одна из самых легких процедур. Гречневая каша низкокалорийна, но содержит много железа, магния и витаминов группы B. Напоминаю, что витамины этой группы отвечают за крепкие нервы и вменяемые мозги. В гречневой муке нет клейковины (поэтому для гречишного хлеба к муке из зерен гречихи подмешивают еще и пшеничную муку). Каждое зернышко гречихи напоминает по форме миниатюрный орех, а во вкусе гречневой каши чувствуется соблазнительный ореховый оттенок.
В Россию гречка попала из Греции, так что название говорит само за себя. Самые вкусные каши получаются из гречки ядрицы (целые зерна). В раздробленном состоянии, в виде велигорки (зерна обкатывают, стесывают углы и превращают их в круглые) или измельченной почти в крошку смоленской крупы, гречка превращается в простецкую бедненькую кашку.
С ядрицей же совсем другое дело — эту гречку можно довести до состояния королевского лакомства. Самое важное — соблюсти пропорции воды и крупы. Я в этом смысле всегда доверяла гастрономическому историку Вильяму Васильевичу Похлебкину, который в своей книге «Национальные кухни наших народов» советует варить гречку в пропорции два к одному. То есть если полтора стакана крупы, то три стакана воды. Рассыпчатая каша с пухлыми, мягкими зернами — это верх совершенства. Кроме того, в гречневой крупе содержатся сплошные медленные углеводы, и человеческая сытость держится именно на них. Потребность маниакально кусочничать улетучивается.
А еще гречиху обычно сеют на утомленную почву, и ее выращивание — это то самое экологическое сельское хозяйство, которое должно сохранить мир и плодородие на нашей с вами планете.
Александр Дюма в своем «Большом кулинарном словаре» запротоколировал следующее: «Гречиха родом из Азии, именно оттуда она была завезена в Африку, а мавры уже через Испанию привезли ее в Европу». По общеизвестным сведениям «Гастрономической энциклопедии», гречка была основным продуктом питания в Европе до самого конца XIX века. Французы считают гречиху «черной пшеницей», и у современных европейцев в чести лишь их бретонские блинчики. Остальным гражданам гречневая каша до прошлого года казалась какой-то дикостью вроде медведей с балалайками. В XX веке гречиху в Европе и Северной Америке использовали как легкую кормовую культуру для выращивания домашнего скота. Возможно, по этой причине гречневые каши остаются только нашими лучшими друзьями. Но в этом году все должно перевернуться с ног на голову. Гречка оказалась самой невостребованной крупой в мире. Про нее вовремя вспомнили, объявили трендом, и посмотрим, как пойдет и какой у гречневой крупы будет мировой среднестатистический ценник.
Судя по всему, в 2024 году гречка будет повсюду: начиная от хрустящего попкорна с фруктовым мороженым до пресловутого гречотто с бычьими хвостами. Глазурь с гречишным медом будет нагло покрывать жареные и острые куриные крылья. Тако с пророщенной зеленой гречкой и томленой говядиной прокрадется в мексиканские забегаловки. А гречишная лапша соба без всякой дополнительной рекламы продолжит вести свою удивительную жизнь в тарелках с паназиатской едой московского разлива.