Зачем нам система «Расчет-​ЖКУ» и почему в ЕРИП так сложно что-​то найти? Простые вопросы и ответы | televid.by
 
Корица − женский Wellness Club
Пространство для рекламы

Зачем нам система «Расчет-​ЖКУ» и почему в ЕРИП так сложно что-​то найти? Простые вопросы и ответы

Появление в стране без­на­лич­ных суб­си­дий на «ком­му­нал­ку» вызва­ло у бело­ру­сов мас­су вопро­сов: напри­мер, в Речице граж­дане полу­чи­ли огром­ные сче­та за воду, а в Минске ЖСПК нача­ли бить тре­во­гу, что жиров­ки подо­ро­жа­ют из-​за пере­хо­да на новую систе­му «Расчет-​ЖКУ». Объяснить, что к чему, а заод­но отве­тить на набо­лев­шие вопро­сы поль­зо­ва­те­лей FINANCE.TUT.BY попро­сил пред­се­да­тель прав­ле­ния ОАО «Небанковская кредитно-​финансовая орга­ни­за­ция «Единое рас­чет­ное инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство» (ЕРИП) Олега Веремейчика.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Зачем создали «Расчет-​ЖКУ», когда есть ЕРИП?

Если гово­рить совсем про­сто, то АИС «Расчет-​ЖКУ» — это про­грам­ма, в кото­рой теперь ведет­ся учет, рас­чет и начис­ле­ние опла­ты за жилищно-​коммунальные и дру­гие услу­ги. Сейчас в ней дан­ные уже более чем 3,5 мил­ли­о­на лице­вых сче­тов домаш­них хозяйств.

Раньше ЕРИП, кото­рый явля­ет­ся соб­ствен­ни­ком новой систе­мы, по сути про­сто выстав­лял счет, а граж­да­нин его опла­чи­вал. Теперь в про­грам­ме есть еще и спе­ци­аль­ный модуль, в кото­рый будут соби­рать­ся све­де­ния о дохо­дах граж­дан. Все это поз­во­лит авто­ма­ти­че­ски вычис­лять, может ли чело­век пре­тен­до­вать на суб­си­дию в опла­те жиров­ки или нет.

— До созда­ния авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной инфор­ма­ци­он­ной систе­мы «Расчет-​ЖКУ» в Беларуси дей­ство­ва­ло более 30 раз­роз­нен­ных систем по уче­ту, рас­че­ту и начис­ле­нию пла­ты за ЖКУ. Свои про­бле­мы были и у всех заин­те­ре­со­ван­ных в этом про­цес­се. Например, сро­ки реаль­но­го пере­чис­ле­ния денег от пла­тель­щи­ков орга­ни­за­ци­ям, кото­рые предо­став­ля­ли эти услу­ги, были раз­ны­ми, ино­гда очень дли­тель­ны­ми, — объ­яс­ня­ет необ­хо­ди­мость новой систе­мы Олег Веремейчик. — А работ­ни­ки систе­мы ЖКХ зна­чи­тель­ную часть сво­е­го вре­ме­ни тра­ти­ли на раз­лич­ные отче­ты и ана­ли­ти­ку. Интеграция АИС «Расчет-​ЖКУ» в ЕРИП — бес­пре­це­дент­ный про­ект. Примеров чего-​то подоб­но­го ни у кого из наших сосе­дей пока нет. Надеюсь, в даль­ней­шем он ста­нет ори­ен­ти­ром для дру­гих стран, кото­рые будут созда­вать «свои» ана­ло­ги тому, что уже есть в Беларуси.

Кстати, не все зави­сит толь­ко от ЕРИП. За тех­ни­че­скую рабо­ту систе­мы отве­ча­ет перед НКФО ее раз­ра­бот­чик — ЗАО «Софтклуб-​Центр раз­ра­бот­ки», а за предо­став­ле­ние кор­рект­ных дан­ных для рабо­ты систе­мы — орга­ни­за­ции ЖКХ, кото­рые обя­за­ны кор­рект­но вно­сить свою инфор­ма­цию и сле­дить за ее обнов­ле­ни­я­ми.

А вдруг данные о наших зарплатах узнают посторонние?

Специалисты гово­рят, что служ­бы, кото­рые при­ни­ма­ют реше­ние о выде­ле­нии суб­си­дий на «ком­му­нал­ку», не будут иметь досту­па к све­де­ни­ям о зар­пла­тах и иных дохо­дах граж­дан, кото­рые посту­пят в систе­му. Предоставлять дан­ные будет Минтруда и соц­за­щи­ты, ФСЗН и так далее. Однако «ком­му­наль­щи­ки» будут видеть толь­ко конеч­ный резуль­тат их обра­бот­ки.

— Вся эта инфор­ма­ция будет обра­ба­ты­вать­ся в рам­ках внед­рен­ной систе­мы «Расчет ЖКУ» в защи­щен­ном моду­ле, — гово­рит Олег Веремейчик. — И уро­вень защи­ты этих дан­ных ничуть не ниже, чем в систе­ме ЕРИП по пла­те­жам.

Откуда в жировках некоторых белорусов взялись нереальные суммы?

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Жители Речицы, напри­мер, уже успе­ли полу­чить не совсем понят­ные жиров­ки — кому-​то насчи­та­ли за воду и кана­ли­за­цию аж по 40−50 новых руб­лей! А в Гомеле люди жало­ва­лись, что не могут опла­тить «ком­му­нал­ку» через ЕРИП.

Как гово­рит собе­сед­ник, боль­шое коли­че­ство вопро­сов неиз­беж­но на пер­во­на­чаль­ном эта­пе. Но все они рано или позд­но реша­ют­ся.

— Инцидент в горо­де Речице вызван издерж­ка­ми пере­ход­но­го пери­о­да от одной систе­мы опла­ты ком­му­наль­ных услуг к дру­гой, — объ­яс­ня­ет Олег Веремейчик. — Организации систе­мы ЖКХ пере­да­ют в НКФО дан­ные для импор­та в АИС «Расчет-​ЖКУ» и после того, как НКФО импор­ти­ро­ва­ли эти дан­ные, само­сто­я­тель­но осу­ществ­ля­ют про­вер­ку резуль­та­тов в новой систе­ме. Поэтому ответ­ствен­ность за пол­но­ту пере­да­чи дан­ных лежит на орга­ни­за­ци­ях ЖКХ.

Могут ли подорожать жировки из-​за новой системы расчета «коммуналки»?

Специалисты уве­ре­ны, что это­го быть не долж­но. Да, поль­зо­ва­ние систе­мой «Расчет-​ЖКУ» плат­ное, но рань­ше сред­няя комис­сия состав­ля­ла 1,24-1,9%. Теперь циф­ры ста­ли мень­ше.

— Комиссия за опла­ту жилищно-​коммунальных услуг через систе­му АИС «Расчет» с 1 сен­тяб­ря состав­ля­ет 1% для поль­зо­ва­те­лей АИС «Расчет-​ЖКУ», — напом­нил Олег Веремейчик. — Комиссия за исполь­зо­ва­ние для уче­та, рас­че­та и начис­ле­ния пла­ты за ЖКУ — 0,5%. И такие циф­ры оди­на­ко­вы по всей стране.

В домах, обслу­жи­ва­е­мых ЖЭУ и РСЦ, эти допол­ни­тель­ные рас­хо­ды будет покры­вать бюд­жет. А вот пред­ста­ви­те­ли ЖСПК и ТС пока на новую систе­му не пере­шли.

В этой свя­зи Олег Веремейчик напом­нил, что, напри­мер, в Минске были слу­чаи, когда жиль­цы ТС были вынуж­де­ны опла­чи­вать «ком­му­нал­ку» на почте и пла­тить за это 2% комис­сии.

Почему в ЕРИП не всегда просто что-​то найти?

По пово­ду ново­сти о созда­нии новой систе­мы «Расчет-​ЖКУ» поль­зо­ва­те­ли в Сети зло­рад­ство­ва­ли: «Лучше бы ЕРИП понят­нее сде­ла­ли, ниче­го най­ти невоз­мож­но».

— Самая попу­ляр­ная кате­го­рия вопро­сов, кото­рая вол­ну­ет пла­тель­щи­ков, это рас­по­ло­же­ние услу­ги в дере­ве услуг ЕРИП, — согла­ша­ет­ся Олег Веремейчик. — С уче­том того, что на сего­дня в АИС «Расчет» уже более 57 тысяч услуг и коли­че­ство посто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся, это и не уди­ви­тель­но. Отсюда же про­ис­те­ка­ет и основ­ная про­бле­ма — быст­рое нахож­де­ние необ­хо­ди­мой услу­ги. Дерево услуг посто­ян­но раз­рас­та­ет­ся, и пла­тель­щи­ку не все­гда уда­ет­ся быст­ро най­ти иско­мое. Мы пони­ма­ем ситу­а­цию и рабо­та­ем над раз­ви­ти­ем сер­ви­сов, направ­лен­ных на упро­ще­ние поис­ка.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Специалист поде­лил­ся лай­фх­а­ком, кото­рый может облег­чить жизнь поль­зо­ва­те­лям.

— Система авто­ма­ти­че­ски запо­ми­на­ет все совер­шен­ные опла­ты и при­вя­зы­ва­ет их к номе­ру пла­тель­щи­ка, кото­рый тоже авто­ма­ти­че­ские при­сва­и­ва­ет­ся при совер­ше­нии пла­те­жа. Данные о каж­дом новом номе­ре пла­тель­щи­ка хра­нят­ся в систе­ме. Поэтому, что­бы быст­ро най­ти любую опла­ту, необ­хо­ди­мо запом­нить свой номер пла­тель­щи­ка при совер­ше­нии пла­те­жа. Он отра­жа­ет­ся на чеке, кото­рый вы полу­ча­е­те на руки (или види­те в интернет-​банкинге), — рас­ска­зал Олег Веремейчик. — При даль­ней­ших пла­те­жах или про­сто при жела­нии уви­деть свои преды­ду­щие опла­ты про­сто вво­ди­те номер пла­тель­щи­ка и полу­ча­е­те доступ к лич­но­му архи­ву со все­ми номе­ра­ми сче­тов и опла­та­ми.

Правда, если с создан­но­го номе­ра пла­тель­щи­ка в тече­ние после­ду­ю­щих 100 дней боль­ше оплат не про­из­во­дит­ся, то вве­ден­ные дан­ные авто­ма­ти­че­ски уда­ля­ют­ся.

Кроме того, сей­час поиск услу­ги (по рас­чет­но­му сче­ту, коду услу­ги, наиме­но­ва­нию услу­ги) реа­ли­зо­ван на сай­те систе­мы raschet.by. Также сей­час тести­ру­ет­ся новый сер­вис по опла­те по коду услу­ги. Для опла­ты доста­точ­но вве­сти код услу­ги, и в авто­ма­ти­че­ском режи­ме пла­тель­щи­ку отра­зит­ся диа­ло­го­вое окно для вво­да пара­мет­ров, необ­хо­ди­мых для опла­ты услу­ги.

Но если рань­ше поль­зо­ва­те­ли чаще жало­ва­лись на то, что не могут что-​то най­ти, то сей­час зада­ют вопро­сы, когда же с помо­щью ЕРИП мож­но будет опла­тить ту или иную услу­гу, кото­рой в систе­ме еще пока нет.

— Мы акку­му­ли­ру­ем такие запро­сы и ста­ра­ем­ся их удо­вле­тво­рять. Так, напри­мер, одна из дол­го­ждан­ных услуг, недав­но став­шая доступ­ной в ЕРИП, — «Оплата госу­дар­ствен­ной пошли­ны за выда­чу раз­ре­ше­ния на допуск транс­порт­ных средств к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии», — поде­лил­ся Олег Веремейчик.

Если платеж ушел не туда, куда звонить: в банк или ЕРИП?

— Самый про­стой и опти­маль­ный спо­соб решить такую про­бле­му — отме­нить пла­теж в день его совер­ше­ния, — сове­ту­ет Олег Веремейчик. — Для это­го необ­хо­ди­мо позво­нить в контакт-​центр ЕРИП по теле­фо­ну 141 и сооб­щить номер опе­ра­ции в систе­ме ЕРИП, кото­рый уни­ка­лен сам по себе и ука­зан на чеке. Там узна­ют ста­тус опе­ра­ции и сооб­щат, воз­мо­жен ли еще воз­врат денег при оши­боч­но совер­шен­ном пла­те­же. Как пра­ви­ло, бан­ки пере­чис­ля­ют день­ги на сле­ду­ю­щий день после пла­те­жа.

Источник: finance.tut.by