Ефиму «Закадровичу» – 100 — televid.by
Новая аптека в Речице
АПТЕКА

Ефиму «Закадровичу» – 100

 В спис­ке речи­чан, став­ших бла­го­да­ря сво­им талан­ту и спо­соб­но­стям извест­ным мно­гим, это имя сто­ит особ­ня­ком. Величина арти­сти­че­ско­го дара у это­го чело­ве­ка настоль­ко огром­на, что поз­во­ля­ет спу­стя деся­ти­ле­тия после его ухо­да из жиз­ни подав­ля­ю­ще­му боль­шин­ству людей на огром­ном пост­со­вет­ском про­стран­стве пом­нить, если даже не его само­го, то его роли, его голос. 12 апре­ля 2012 года наше­му зна­ме­ни­то­му зем­ля­ку народ­но­му арти­сту СССР, лау­ре­а­ту Государственной пре­мии РСФСР Ефиму Захаровичу Копеляну испол­ни­лось бы 100 лет. В 2006 году в нашей газе­те была опуб­ли­ко­ва­на боль­шая ста­тья о Копеляне. Спустя 7 лет, по мере накоп­ле­ния мате­ри­а­ла о Ефиме Захаровиче, одни фак­ты и суж­де­ния, отра­жен­ные в той пуб­ли­ка­ции, тре­бу­ют уточ­не­ния, а неко­то­рые – даже опро­вер­же­ния.

Родился Ефим Копелян 12 апре­ля 1912 года в семье Залмана (Захара) Давидовича и Маши Мордуховны Копелянов. Его отец был лесо­про­мыш­лен­ни­ком (заго­тов­ка и пере­ра­бот­ка дре­ве­си­ны в те вре­ме­на были весь­ма рас­про­стра­нен­ным заня­ти­ем сре­ди зажи­точ­ной части речиц­ких евре­ев), а мать – домо­хо­зяй­кой. В семье было шесте­ро детей и все – маль­чи­ки. Долгое вре­мя счи­та­лось, что Залман Копелян был бога­тым чело­ве­ком, бла­го­да­ря чему вся его боль­шая семья и жила в достат­ке. Насчет достат­ка – это дей­стви­тель­но так, а вот насчет богат­ства – не совсем. Семья Копелянов была обес­пе­че­на в первую оче­редь бла­го­да­ря дедуш­ке Ефима по мате­рин­ской линии. Такое мне­ние в филь­ме, посвя­щен­ном Ефиму Копеляну, вышед­ше­му в цик­ле пере­дач Леонида Филатова «Чтобы пом­ни­ли», выска­зал стар­ший брат акте­ра извест­ный петер­бург­ский худож­ник Исаак Копелян. Именно дедуш­ке при­над­ле­жа­ли несколь­ко домов в Речице, в одном из кото­рых и посе­ли­лась семья моло­до­же­нов Копелянов. В филь­ме Исаак Залманович рас­ска­зы­ва­ет, что с уста­нов­ле­ни­ем в Речице совет­ской вла­сти, по край­ней мере, два дома (они нахо­ди­лись на месте нынеш­них «Оптики» и мага­зи­на «Товары для дома», прим. авт.) были наци­о­на­ли­зи­ро­ва­ны. В том, что поболь­ше, раз­ме­стил­ся дет­ский сад, а в тот, что помень­ше (в нем, соб­ствен­но, и жила семья Копелянов) въе­хал сек­ре­тарь мест­но­го рай­ко­ма пар­тии. Пришлось Копелянам идти на съем­ную квар­ти­ру.
Закончив в Речице шко­лу, 17-​летний Ефим пере­би­ра­ет­ся к стар­ше­му бра­ту в Ленинград. К тому вре­ме­ни Исаак рабо­та­ет худож­ни­ком в Западном Полиграфтресте, Ефим же идет тока­рем на зна­ме­ни­тый Путиловский завод, а затем посту­па­ет на архи­тек­тур­ный факуль­тет Академии худо­жеств. Но, в отли­чие от брата-​художника, ему не суж­де­но было пой­ти ни по архи­тек­тур­ной, ни по худо­же­ствен­ной сте­зе. Учась на вто­ром кур­се Академии, что­бы немно­го под­за­ра­бо­тать, он при­нял уча­стие в мас­сов­ке, и не где-​нибудь, а на сцене Большого дра­ма­ти­че­ско­го теат­ра (БДТ). Этот эпи­зод и стал точ­кой отсче­та в его бле­стя­щей арти­сти­че­ской карье­ре.
Хотя пер­во­на­чаль­но она скла­ды­ва­лась доста­точ­но тяже­ло. Окончив в 1935 году сту­дию при БДТ, он был при­нят в труп­пу теат­ра. Его пер­вой ролью на про­фес­си­о­наль­ной сцене ста­ла роль кино­опе­ра­то­ра Буркова в поста­нов­ке «Не сда­дим­ся», рас­ска­зы­вав­шей об эпо­пее дрей­фа Челюскина. Газеты хва­ли­ли спек­такль, но о моло­дом акте­ре Копеляне в них не было ска­за­но ни сло­ва. В тече­ние несколь­ких лет он играл лишь эпи­зо­ди­че­ские роли. Все изме­ни­лось с при­хо­дом в театр Георгия Александровича Товстоногова. Именно этот теат­раль­ный режис­сер рас­крыл для зри­те­ля талант Копеляна, задей­ство­вав его прак­ти­че­ски во всех сво­их спек­так­лях. Он играл как глав­ные роли, так и вто­ро­сте­пен­ные, его пер­со­на­жи были и геро­и­че­ски­ми, и коме­дий­ны­ми.
Театральная карье­ра Копеляна скла­ды­ва­лась весь­ма успеш­но, но он бы так и остал­ся широ­ко извест­ным акте­ром в узких теат­раль­ных кру­гах, если бы не кино. Именно кине­ма­то­граф сде­лал Копеляна тем, кем мы все его зна­ем. Его пер­вая про­ба в кино состо­я­лась еще во вре­мя обу­че­ния в сту­дии при БДТ. В 1932 году в филь­ме Эдуарда Иогансона «Ошибка героя» он сыг­рал эпи­зо­ди­че­скую роль бала­ла­еч­ни­ка. Следующий фильм с его уча­сти­ем – «Танкер «Дербент» вышел на экра­ны в 1940 году. А насто­я­щий рас­цвет Копеляна-​киноактера при­шел­ся на 50-​е годы. С 1952-​го до самой сво­ей смер­ти в 1975 году он снял­ся в 58 филь­мах. Особенно запо­ми­на­ю­щи­ми­ся для зри­те­лей ста­ли роли ата­ма­на Бурнаша («Неуловимые мсти­те­ли», 1966г.), гене­ра­ла Сергеева («Ошибка рези­ден­та», 1968г.), Саввы Морозова («Николай Бауман», 1968г.), куп­ца Кафтанова («Вечный зов», 1973г.) и, конеч­но же, роль «внут­рен­не­го голо­са» раз­вед­чи­ка Штирлица в зна­ме­ни­том теле­се­ри­а­ле «Семнадцать мгно­ве­ний вес­ны» (1973г). Именно за эту роль он был удо­сто­ен от коллег-​актеров и кино­зри­те­лей отче­ства «Закадрович», а от вла­сти – Государственной пре­мии РСФСР.
Ефим Копелян и Людмила Макарова в одном из спектаклей БДТА что же лич­ная жизнь акте­ра? Перед самой вой­ной Ефим Копелян женил­ся на актри­се БДТ Людмиле Макаровой. В 1949 году у них родил­ся сын Кирилл. Как и мно­гие дети из актер­ских семей, Кирилл пошел по сто­пам роди­те­лей, закон­чив в 1972 году Ленинградский госу­дар­ствен­ный инсти­тут теат­ра, музы­ки и кине­ма­то­гра­фии, рабо­тал в Ленинградском теат­ре дра­мы и коме­дии. Учился он, кста­ти, вме­сте с Михаилом Боярским. В одном из интер­вью Людмила Макарова рас­ска­за­ла, что в сере­дине 90-​х Кирилл был избит до полу­смер­ти, дол­гое вре­мя нахо­дил­ся в коме, после дли­тель­но­го лече­ния ему была дана пер­вая груп­па инва­лид­но­сти. Умер в 2005 году.
Сам Ефим Захарович Копелян в нача­ле 1975 года слег в боль­ни­цу с инфарк­том. После двух­ме­сяч­но­го лече­ния он пошел на поправ­ку и вра­чи даже обе­ща­ли Людмиле Макаровой, что сра­зу после 8 мар­та его выпи­шут домой. Днем 6 мар­та супру­га наве­сти­ла его в боль­ни­це. Ефим Захарович погу­лял с ней по боль­нич­но­му дво­ри­ку, про­во­дил до авто­бус­ной оста­нов­ки, чув­ство­вал себя доста­точ­но хоро­шо, но уже вече­ром слу­чил­ся вто­рой инфаркт, от кото­ро­го актер скон­чал­ся. Похоронен Е.З.Копелян на Волковском клад­би­ще Петербурга.
Родители Ефима Копеляна всю свою жизнь про­жи­ли в Речице. Его мать умер­ла в 1954 году в воз­расте 76 лет. Учитывая, что она нигде не рабо­та­ла, зани­ма­ясь детьми, пен­сия у Маши Мордуховны была мизер­ная, и до самых сво­их послед­них дней она была на ижди­ве­нии у сво­е­го зна­ме­ни­то­го сына. Отец Залман Давидович скон­чал­ся в 1956 году в воз­расте 82 лет. Похоронены роди­те­ли Е.З.Копеляна в Речице на еврей­ском клад­би­ще. В 2006 году в ста­тье о Копеляне в «Т-​и» автор утвер­ждал, что моги­лы их не сохра­ни­лись. Это не так. С помо­щью пред­се­да­те­ля речиц­кой еврей­ской общи­ны Якова Плехова ваше­му кор­ре­спон­ден­ту уда­лось их отыс­кать. В общей огра­де нахо­дят­ся два оди­на­ко­вых скром­ных и тре­бу­ю­щих ремон­та памят­ни­ка, на изъ­еден­ных вре­ме­нем мра­мор­ных таб­лич­ках кото­рых с тру­дом мож­но про­честь напи­сан­ное.
Не оста­лось в живых нико­го и из бра­тьев акте­ра. Двое – Абрам и Евгений – погиб­ли в годы Великой Отечественной вой-​ны, самый стар­ший Михаил умер в 1984 году, млад­ший Григорий – в 1936-​м. Дольше всех про­жил Исаак, умер­ший в 2001 году в воз­расте 91 года.
А что же супру­га Копеляна Людмила Иосифовна Макарова? А она живет и здрав­ству­ет поныне! В про­шлом году Макарова отме­ти­ла свое 90-​летие и, что самое уди­ви­тель­ное, она до сих пор про­дол­жа­ет играть на сцене БДТ. Специально для нее был постав­лен спек­такль «Кошки-​мышки», где по роли ее выво­зят на сце­ну в крес­ле. Это дает воз­мож­ность народ­ной артист­ке сно­ва и сно­ва оку­нать­ся в вол­шеб­ный мир теат­ра, без кото­ро­го Людмила Иосифовна жиз­ни не мыс­лит.
Влад Макаревич
P.S. К юби­лею акте­ра в Речицком кра­е­вед­че­ском музее 12 апре­ля откры­лась неболь­шая экс­по­зи­ция, посвя­щен­ная наше­му зна­ме­ни­то­му зем­ля­ку. На ней пред­став­ле­ны раз­лич­ные фото­гра­фии Е.З.Копеляна, в т.ч. один сни­мок, сде­лан­ный в Речице в 1930-​м году. Есть фото­гра­фия и отца акте­ра З.Д.Копеляна, сде­лан­ная в Речице в 1954 году, когда Ефим Копелян при­ез­жал на похо­ро­ны сво­ей мате­ри. Интересен один экс­по­нат экс­по­зи­ции – при­гла­си­тель­ный билет в БДТ на спек­такль «Свои люди, сочтем­ся», в кото­ром был занят Ефим Захарович. Билет дати­ро­ван 1935 годом, и на его лице­вой сто­роне в духе того вре­ме­ни в пра­вом верх­нем углу отпе­ча­тан лозунг «Кадры реша­ют все» и под­пись в скоб­ках: Сталин. Зная, о чем в пье­се А.Н.Островского идет речь, абсо­лют­но непо­нят­но, какое отно­ше­ние к ней име­ет дан­ный лозунг.
Экспозиция, посвя­щен­ная Е.З.Копеляну, про­длит­ся до кон­ца апре­ля.