На чте­ние: 0.2 mintue

Во мно­гих стра­нах (Великобритания, Ирландия, Италия, Канада), как и в Беларуси, финан­си­ро­ва­ние здра­во­охра­не­ния осно­ва­но на систе­ме нало­го­об­ло­же­ния, отме­ча­ет пред­ста­ви­тель Всемирной орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния (ВОЗ) в Республике Беларусь Батыр Бердыклычев.

По дан­ным ВОЗ, вклад стра­хо­вой меди­ци­ны в бело­рус­скую систе­му здра­во­охра­не­ния не пре­вы­ша­ет 0,3%. В дру­гих госу­дар­ствах, где гаран­ти­ро­ва­но бес­плат­ное медоб­слу­жи­ва­ние, этот пока­за­тель состав­ля­ет от 1% до 3%.

Тем вре­ме­нем рынок доб­ро­воль­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния в Беларуси рас­тет. Например, по резуль­та­там отче­тов «Белгосстраха», за первую поло­ви­ну 2016 года взно­сы на доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние меди­цин­ских рас­хо­дов соста­ви­ли 55% от обще­го коли­че­ства лич­ных стра­хо­ва­ний. Эксперты счи­та­ют, что эта тен­ден­ция про­дол­жит­ся и в будущем.

Плюсы и минусы добровольного страхования

Исследование груп­пы экс­пер­тов Белорусского инсти­ту­та стра­те­ги­че­ских иссле­до­ва­ний (BISS) «Добровольное меди­цин­ское стра­хо­ва­ние работ­ни­ков в Республике Беларусь» в рам­ках про­ек­та «Рефорум» пока­за­ло, что насе­ле­ние счи­та­ет вве­де­ние стра­хо­вой меди­ци­ны одной из основ­ных мер рефор­ми­ро­ва­ния здравоохранения.

Из поло­жи­тель­ных сто­рон доб­ро­воль­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния врач-​реаниматолог Андрей Витушко выде­ля­ет сти­му­ли­ро­ва­ние чело­ве­ка быть более ответ­ствен­ным за свое здоровье.

— Еще один плюс стра­хо­ва­ния — это, как пра­ви­ло, быст­рый доступ к вра­чу, воз­мож­ность с ним пого­во­рить, про­кон­суль­ти­ро­вать­ся. Не сидеть в оче­ре­ди в поли­кли­ни­ке, не думать, как запи­сать­ся к узко­му спе­ци­а­ли­сту, а быст­ро решить все вопро­сы, — отме­ча­ет врач.

Впрочем, лишь 13,6% граж­дан, опро­шен­ных в рам­ках иссле­до­ва­ния, гото­вы пла­тить за меди­цин­скую стра­хов­ку из сво­е­го кошель­ка. В основ­ном, они хоте­ли бы, что­бы эти тра­ты за сво­их сотруд­ни­ков взя­ли на себя пред­при­я­тия, а госу­дар­ство обес­пе­чи­ва­ло бы базо­вый пакет меди­цин­ских услуг.

Очевидным плю­сом для пред­при­я­тий явля­ет­ся улуч­ше­ние здо­ро­вья работ­ни­ков. По дан­ным иссле­до­ва­ния, сре­ди пред­при­я­тий, вовле­чен­ных в доб­ро­воль­ное меди­цин­ское стра­хо­ва­ние, уро­вень удо­вле­тво­рен­но­сти услу­га­ми стра­хо­вых ком­па­ний явля­ет­ся доста­точ­но высо­ким. 40,6% гово­рят о том, что удо­вле­тво­ре­ны пол­но­стью, 43,8% — ско­рее удовлетворены.

Среди при­чин недо­воль­ства про­грам­ма­ми ДМС назы­ва­ют­ся недо­ста­точ­но широ­кий пере­чень ока­зы­ва­е­мых услуг, отсут­ствие еди­ной меди­цин­ской кар­ты (24,3%) и пре­тен­зии к спис­ку учре­жде­ний, ока­зы­ва­ю­щих услу­ги (23,3%). Для почти 60% пред­при­я­тий наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ной явля­ет­ся воз­мож­ность обслу­жи­вать­ся в раз­ных госу­дар­ствен­ных и ком­мер­че­ских учреждениях.

Впрочем, как пока­зал опрос, про­грам­ма­ми ДМС поль­зу­ют­ся толь­ко 25% орга­ни­за­ций с чис­лен­но­стью работ­ни­ков свы­ше 15 чело­век. 5,2% пред­при­я­тий поль­зо­ва­лись про­грам­мой рань­ше, но отка­за­лись от нее в основ­ном в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем эко­но­ми­че­ско­го поло­же­ния. На эко­но­ми­че­ские при­чи­ны сосла­лись так­же и те пред­при­я­тия, кото­рые нико­гда не предо­став­ля­ли работ­ни­кам ДМС.

Страховые ком­па­нии в каче­стве пре­иму­ществ назы­ва­ют повы­ше­ние авто­ри­те­та и пре­сти­жа ком­па­нии, рас­ши­ре­ние кли­ент­ской базы и для дру­гих видов стра­хо­вой дея­тель­но­сти. Основным недо­стат­ком, по мне­нию пред­ста­ви­те­лей стра­хов­щи­ков, явля­ет­ся убы­точ­ность ДМС (кли­ен­ты хотят пол­но­стью исполь­зо­вать воз­мож­но­сти стра­хов­ки, а выпла­ты по ней, как пра­ви­ло, пре­вы­ша­ют раз­мер взно­са) и кон­фликт­ность дан­ной сферы.

Денег нет и не будет?

Население в ходе опро­сов гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти повы­ше­ния каче­ства ока­за­ния меди­цин­ских услуг, роста уров­ня тех­ни­че­ско­го осна­ще­ния меди­цин­ских учре­жде­ний, в том чис­ле в малых горо­дах и сель­ской мест­но­сти (эту меру назы­ва­ют 51,2% опро­шен­ных), а так­же пол­но­го уком­плек­то­ва­ния ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми кад­ра­ми меди­цин­ских учре­жде­ний (49,2% опрошенных).

Достижение этих целей в рам­ках суще­ству­ю­ще­го госу­дар­ствен­но­го финан­си­ро­ва­ния дей­ству­ю­щей моде­ли здра­во­охра­не­ния на уровне 3,8−4% ВВП явля­ет­ся про­бле­ма­тич­ным, кон­ста­ти­ру­ют эксперты.

Средняя сум­ма ДМС работ­ни­ков состав­ля­ет 98 дол­ла­ров США (при этом чет­верть пред­при­я­тий тра­тит на ДМС одно­го сотруд­ни­ка менее 50 дол­ла­ров США). В такие про­грам­мы может быть вовле­че­но мак­си­мум око­ло двух тысяч орга­ни­за­ций раз­ме­ром от 15 человек.

Потенциал роста ДМС за счет пред­при­я­тий в Беларуси оце­ни­ва­ет­ся в 3−3,5 млн дол­ла­ров США еже­год­но или 0,2% от рас­хо­дов кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та на здра­во­охра­не­ние в 2015 году.

Маловероятно, что в рам­ках доба­воч­ной моде­ли доб­ро­воль­ное меди­цин­ское стра­хо­ва­ние в Беларуси смо­жет поло­жи­тель­но ска­зать­ся на уве­ли­че­нии рас­хо­дов на здра­во­охра­не­ние, повы­ше­ние его каче­ства и эффек­тив­но­сти, отме­ча­ют эксперты.

И все же на вопрос, может ли доб­ро­воль­ное меди­цин­ское стра­хо­ва­ние выле­чить всю бело­рус­скую систе­му здра­во­охра­не­ния, врач Андрей Витушко отве­ча­ет положительно.

— Человек пла­тит за свою стра­хов­ку, потом может тре­бо­вать отчет. В ситу­а­ции с бес­плат­ной меди­ци­ной — люди пла­тят нало­ги, кото­рые идут в госу­дар­ствен­ный бюд­жет, а потом рас­пре­де­ля­ют­ся. При нали­чии стра­хо­ва­ния повы­ша­ет­ся кон­ку­рен­ция меж­ду вра­ча­ми, меж­ду учре­жде­ни­я­ми здра­во­охра­не­ния. Тогда повы­ша­ет­ся и каче­ство меди­цин­ских услуг, — счи­та­ет Андрей Витушко.

Эксперт BISS Елена Артёменко отме­ча­ет, что доб­ро­воль­ное меди­цин­ское стра­хо­ва­ние не пол­но­стью, но частич­но может под­дер­жать систе­му здравоохранения.

— Это же допол­ни­тель­ные финан­со­вые вли­ва­ния в систе­му здра­во­охра­не­ния, кото­рой они очень нуж­ны, — отме­ча­ет эксперт.

Представитель ВОЗ Батыр Бердыклычев утвер­жда­ет, что меди­цин­ское стра­хо­ва­ние явля­ет­ся одним из воз­мож­ных меха­низ­мов финан­си­ро­ва­ния систе­мы здра­во­охра­не­ния, но не обес­пе­чи­ва­ет авто­ма­ти­че­ски уве­ли­че­ние финансирования.

— Будь-​то систе­ма обя­за­тель­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния или госу­дар­ствен­но­го финан­си­ро­ва­ния, речь идет о меха­низ­ме сбо­ра средств для систе­мы здра­во­охра­не­ния, — гово­рит Батыр Бердыклычев. — Государство осу­ществ­ля­ет его посред­ством нало­гов, дела­ет взно­сы за неиму­щих в систе­ме обя­за­тель­но­го меди­цин­ско­го страхования.

С пози­ции ВОЗ наи­бо­лее важ­ной харак­те­ри­сти­кой систе­мы явля­ет­ся обес­пе­че­ние прин­ци­па «все­об­ще­го охва­та» и «доступ­но­сти каче­ствен­ной меди­цин­ской помо­щи» для населения.

Как ука­зы­ва­ют экс­пер­ты BISS, боль­шин­ство насе­ле­ния не видит осо­бо­го смыс­ла в соб­ствен­ных тра­тах на ДМС, посколь­ку чув­ству­ет обес­пе­чен­ную госу­дар­ством защи­ту в систе­ме здра­во­охра­не­ния, что осво­бож­да­ет от рис­ков на суще­ствен­ные финан­со­вые рас­хо­ды в слу­чае болезни.

Оптимизировать финан­си­ро­ва­ние систе­мы здра­во­охра­не­ния мож­но дву­мя путя­ми: уве­ли­чить объ­ем финан­си­ро­ва­ния через более раци­о­наль­ное исполь­зо­ва­ние суще­ству­ю­щих ресур­сов, напри­мер, пере­рас­пре­де­ляя ресур­сы с доро­го­сто­я­щей ста­ци­о­нар­ной служ­бы на пер­вич­ное зве­но здра­во­охра­не­ния или пере­смот­реть суще­ству­ю­щие неэф­фек­тив­ные про­це­ду­ры лече­ния и веде­ния паци­ен­тов, счи­та­ет пред­ста­ви­тель ВОЗ Батыр Бердыклычев.

Источник: news.tut.by

Televid
Author: Televid