На чте­ние: 0.3 mintue

Как сохранить здоровье школьника

Современные школь­ни­ки под­вер­же­ны мно­же­ству болез­ней. Самыми рас­про­стра­нён­ны­ми явля­ют­ся гастрит, бли­зо­ру­кость и ско­ли­оз. В этой ста­тье рас­ска­жем, к чему гото­вить­ся роди­те­лям и как предот­вра­тить все эти проблемы.

Можно шко­лу ругать, мож­но хва­лить, а циф­ры пока­зы­ва­ют одно: здо­ро­вый школь­ник — ред­кая пти­ца, таких не боль­ше 10% [1]. Остальные боле­ют, при­чём боль­шин­ство — не одной болез­нью. Чаще все­го к атте­ста­ту при­ла­га­ет­ся кар­точ­ка, в кото­рой фигу­ри­ру­ют бли­зо­ру­кость, гастрит и ско­ли­оз. А ребё­нок при этом устав­ший и задёр­ган­ный.

Существует один про­ве­рен­ный спо­соб, кото­рый помо­га­ет спра­вить­ся с послед­стви­я­ми школь­ных нагру­зок. Называется он режи­мом. Соблюдать его труд­но и скуч­но, но боль­ше ниче­го не рабо­та­ет. Разберёмся, как режим спа­сёт от болез­ней.

Близорукость

Проблемы со зре­ни­ем нахо­дят­ся в пятёр­ке худ­ших школь­ных подар­ков. Можно напи­сать, что детям необ­хо­ди­мы пере­ры­вы в рабо­те каж­дые 40 минут (как мини­мум), перед экра­ном ком­пью­те­ра нель­зя про­во­дить боль­ше 20–40 минут в день, а в план­ше­ты и смарт­фо­ны вооб­ще не надо смот­реть. Но мы же в реаль­ном мире, где выпол­нить такие тре­бо­ва­ния невоз­мож­но, осо­бен­но если речь идёт о под­рост­ках. Что же делать с гла­за­ми?

Организовать осве­ще­ние и рабо­чее про­стран­ство. Хорошее осве­ще­ние обя­за­но быть на всех рабо­чих местах ребён­ка, в шко­ле и дома. Главное пра­ви­ло — гла­за ребён­ка не долж­ны упи­рать­ся в сте­ну. Поставьте стол так, что­бы ребё­нок мог в любой момент выгля­нуть в окно или хотя бы прой­тись взгля­дом по комнате.

Купить пра­виль­ную тех­ни­ку. Раз уж без гад­же­тов всё рав­но нику­да, то не жалей­те средств на хоро­шие экра­ны и удоб­ное раз­ме­ще­ние. Ридеры, напри­мер, ничем не хуже обыч­ных книг, по край­ней мере, в стар­шей шко­ле [2].

А вот исполь­зо­вать ноут­бу­ки детям не реко­мен­ду­ет­ся: из-​за невоз­мож­но­сти подви­нуть кла­ви­а­ту­ру дети быст­ро уста­ют и начи­на­ют суту­лить­ся, накло­нять­ся к экра­ну. Это пор­тит и зре­ние, и осан­ку [3].

Не пере­гру­жать ребён­ка. Поскольку бо́льшая часть обу­че­ния про­хо­дит над книж­ка­ми, тет­рад­ка­ми или перед экра­на­ми, то и стра­да­ют от неё гла­за. Когда рас­ти­те буду­ще­го гения, дер­жи­те нагруз­ку в рам­ках [4].

Максимально допустимая учебная нагрузка в учебных часах

Классы 1 2–4 5 6 7 8–9 10–11
Если учат­ся 5 дней 21 23 29 30 32 33 34
Если учат­ся 6 дней 26 32 33 35 36 37

В таб­ли­це выше при­ве­де­на недель­ная нагруз­ка. Она вклю­ча­ет в себя все заня­тия, в том чис­ле домаш­ние. Грубо гово­ря, даже выпуск­ник не дол­жен учить­ся боль­ше, чем рабо­та­ют его роди­те­ли. Вряд ли все смо­гут впи­сать репе­ти­то­ров и допол­ни­тель­ные кур­сы в такую нор­му, но хотя бы дер­жи­те её в голо­ве, что­бы не схо­дить с ума, если ребё­нок отка­зы­ва­ет­ся запи­сы­вать­ся на оче­ред­ной кру­жок.

Нарушение осанки

Осанка — это вер­ти­каль­ное поло­же­ние тела чело­ве­ка в покое и при дви­же­нии. Правильная осан­ка — это пря­мая спи­на, рас­прав­лен­ные пле­чи, под­ня­тая голо­ва. Всё осталь­ное — нару­ше­ния. Дети слиш­ком мно­го сидят, не мень­ше взрос­лых, а ино­гда и боль­ше. Поэтому нару­ше­ния осан­ки есть у каж­до­го вто­ро­го школь­ни­ка.

Постоянно напо­ми­нать ребён­ку, что пора выпря­мить­ся, бес­по­лез­но. Поверьте, это не помо­жет, вы може­те толь­ко надо­есть со сво­им бес­ко­неч­ным: «Сядь ров­но».

Ваша зада­ча — создать усло­вия, при кото­рых у ребён­ка будет фор­ми­ро­вать­ся мышеч­ный кор­сет, не даю­щий суту­лить­ся.

  • Поставьте стол и стул, на кото­ром сидеть будет удоб­но и без напо­ми­на­ний. Сидя на сту­ле, ребё­нок дол­жен опи­рать­ся на сто­пы, а ноги в коле­нях долж­ны быть согну­ты под пря­мым углом. Опустите руку сидя­ще­го ребен­ка вниз: локоть дол­жен быть выше крыш­ки сто­ла на 5–6 см. Расстояние от сто­леш­ни­цы до глаз — 30–35 см.
  • Купите рюк­зак с твёр­дой спин­кой, кото­рый носит­ся на обо­их пле­чах. И не пере­гру­жай­те его: вес содер­жи­мо­го ран­ца не дол­жен быть боль­ше 1,5 кг для пер­во­кла­шек. В чет­вёр­том клас­се мож­но брать с собой 2 кг, в шестом — 2,5 кг, в вось­мом — 3,5 кг. После девя­то­го клас­са и до кон­ца шко­лы носить на спине пола­га­ет­ся не боль­ше 4 кг. При этом сам рюк­зак дол­жен весить мак­си­мум 700 г [5].
  • Запишите ребён­ка в бас­сейн или попро­си­те его делать заряд­ку с эле­мен­та­ми йоги. Это необ­хо­ди­мый мини­мум. Если ребё­нок тер­петь не может бас­сейн, его мож­но заме­нить на дру­гой вид спор­та (шах­ма­ты не счи­та­ют­ся). Каким бы неспор­тив­ным ни был школь­ник, ходить на заня­тия придётся.

Гастрит

Многие уве­ре­ны, что гастрит — это такая боляч­ка, кото­рая есть у всех, а вино­ва­ты в этом бутер­бро­ды, кото­рые дети носят с собой в шко­лу. Поэтому надо питать­ся в школь­ной сто­ло­вой, обя­за­тель­но суп­чи­ком.

Не будем отри­цать поль­зу супа, но гастрит обе­дом не лечит­ся. Главный винов­ник появ­ле­ния гастри­та — бак­те­рия Helicobacter pylori. Инфицированы ей, дей­стви­тель­но, мно­гие — до 70% все­го насе­ле­ния. Болеют, конеч­но, мень­ше. То есть мало зара­зить­ся, нуж­но ещё создать такие усло­вия, при кото­рых бак­те­рия нач­нёт своё чёр­ное дело.

Школа как раз такие усло­вия и созда­ёт: уче­ни­ки началь­ной шко­лы жалу­ют­ся на боли в 2,5 раза чаще, чем стар­ше­класс­ни­ки [6].

Откуда такое раз­ли­чие? Сильный стресс и рез­кое изме­не­ние обра­за жиз­ни — это и есть те самые усло­вия, кото­рых ждёт бак­те­рия.

Лучший спо­соб убе­речь­ся от про­блем с желуд­ком — это не сто­ло­вая, а плав­ная адап­та­ция к шко­ле.

Если ребё­нок кате­го­ри­че­ски про­тив сто­ло­вой, луч­ше при­ду­май­те, как его накор­мить полез­ной и вкус­ной едой, а не застав­ляй­те ещё и есть через силу.

Синдром хронической усталости

Описание син­дро­ма появи­лось недав­но, в кон­це XX века, и было свя­за­но с выго­ра­ни­ем на рабо­те. Но дети не отста­ют: син­дром хро­ни­че­ской уста­ло­сти выяв­ля­ют и у них. Страдают от него стар­ше­класс­ни­ки в воз­расте 15–18 лет, кото­рым нуж­но сов­ме­щать учё­бу с под­го­тов­кой к вузу и бур­ной соци­аль­ной актив­но­стью.

Ребёнок, кото­ро­му нуж­но выпол­нить все зада­ния, дой­ти до репе­ти­то­ра, поза­ни­мать­ся хоб­би, а ещё поси­деть в соц­се­ти или поиг­рать во что-​то, про­сто не успе­ва­ет поспать и раз­гру­зить мозг.

А потом появ­ля­ют­ся при­зна­ки син­дро­ма: нехват­ка сил, посто­ян­ная уста­лость, ухуд­ше­ние памя­ти. Потом воз­ни­ка­ют голов­ные боли или боли в спине, обост­ря­ют­ся все хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ния, про­яв­ля­ет­ся аллер­гия, кото­рой рань­ше не было, при­хо­дит бес­сон­ни­ца и депрес­сия.

Что делать? Не допус­кать это­го. Балансировать нагруз­ку, раз­бав­лять интел­лек­ту­аль­ную актив­ность уме­рен­ны­ми тре­ни­ров­ка­ми, пол­но­цен­но питать­ся и мно­го спать.

Нормы сна для школьников

Класс 1 2–4 5–7 8–9 10–11
Количество часов сна 10–10,5 (и ещё 2 часа) 10–10,5 9,5–10 9–9,5 8–9

Поскольку хро­ни­че­ская уста­лость под­кра­ды­ва­ет­ся к под­рост­кам, это одно­вре­мен­но обна­дё­жи­ва­ет и пуга­ет. Подростку нель­зя уста­но­вить жёст­кий режим рабо­ты и отды­ха, он может взбун­то­вать­ся. Но под­ро­сток доста­точ­но вырос, что­бы понять, как важ­но думать о сво­ём здо­ро­вье.

Ослабленный иммунитет

Часто боле­ю­щий ребё­нок — кош­мар всех роди­те­лей. Дети попа­да­ют в груп­пу рис­ка, пото­му что ОРВИ (а имен­но частые забо­ле­ва­ния вирус­ны­ми инфек­ци­я­ми пере­во­дят ребён­ка в груп­пу часто боле­ю­щих) пере­да­ёт­ся от чело­ве­ка к чело­ве­ку. А дети очень мно­го кон­так­ти­ру­ют с людь­ми. Свой класс, дру­гие клас­сы на пере­ме­нах, обще­ствен­ный транс­порт, груп­пы в круж­ках и сек­ци­ях — в ито­ге дети боле­ют в 1,5–3 раза чаще, чем взрос­лые.

Советы по укреп­ле­нию имму­ни­те­та настоль­ко баналь­ны, что даже пере­чис­лять стыд­но. Спать, гулять, зани­мать­ся спор­том, пра­виль­но питать­ся, часто мыть руки, про­вет­ри­вать ком­на­ты, боль­ше вре­ме­ни про­во­дить на ули­це. Добавить нече­го, кро­ме того, что непо­нят­но, поче­му всё пере­чис­лен­ное ещё не ста­ло мейнстримом.

Дети и моло­дые люди в воз­расте 5–17 лет долж­ны зани­мать­ся еже­днев­но физи­че­ской актив­но­стью от уме­рен­ной до высо­кой интен­сив­но­сти не менее 60 минут.

Всемирная орга­ни­за­ция здравоохранения

Час — это мини­мум, при­чём час чисто­го бега или тре­ни­ров­ки. Умеренная актив­ность долж­на состав­лять не менее двух часов в день с учё­том заряд­ки. Каким видом спор­та зани­мать­ся — неваж­но. Лучше, конеч­но, быть на све­жем воз­ду­хе. Но если у вас нет воз­мож­но­сти каж­дый день доби­рать­ся до хоро­ше­го пар­ка, то луч­ше тре­ни­ров­ка в зале, чем ника­кой тре­ни­ров­ки вооб­ще.

А что насчёт зака­ли­ва­ния? Если гулять мно­го и актив­но, носить лёг­кую одеж­ду, ходить дома толь­ко боси­ком (даже если вам кажет­ся, что пол холод­ный), спать с откры­той фор­точ­кой в любую пого­ду, не греть моло­ко или сок из холо­диль­ни­ка, то ника­кие обли­ва­ния холод­ной водой и мор­же­ва­ние не пона­до­бят­ся. А ко все­му выше­пе­ре­чис­лен­но­му мож­но при­вык­нуть посте­пен­но и без­бо­лез­нен­но.


1.  Праничева, Т. М. Динамика состо­я­ния здо­ро­вья детей дошколь­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та.

2.  Текшева, Л. М. Гигиеническое обос­но­ва­ние исполь­зо­ва­ния риде­ров в стар­шей шко­ле.

3.  Степанова, М. И. Гигиенические аспек­ты исполь­зо­ва­ния ноут­бу­ка в обу­че­нии млад­ших школь­ни­ков.

4.  СанПиН 2.4.2.2821–10. Санитарно-​эпидемиологические тре­бо­ва­ния к усло­ви­ям и орга­ни­за­ции обу­че­ния в обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях.

5.  СанПиН 2.4.7.1166–22.4.7. Гигиенические тре­бо­ва­ния к изда­ни­ям учеб­ным для обще­го и про­фес­си­о­наль­но­го началь­но­го обра­зо­ва­ния.

6.  Бельмер, С. В., Гасилина, Т. В. Неоднозначные отве­ты на про­стые вопро­сы о хро­ни­че­ском гастро­дуо­де­ни­те у детей.

Источник: lifehacker.ru

Televid
Author: Televid